Повышение уровня квалификации работников в организации

Повышение уровня квалификации работников в организации

Повышение уровня квалификации работников в организации

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: “Повышение уровня квалификации работников в организации”. Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными ми основанными на опыте работы.

Повышение квалификации работников позволяет обеспечить рост производительности труда, снизить уровень брака и уменьшить количество ошибок, возникающих в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.

В нашей статье вы найдете информацию как о видах и способах повышения квалификации, так и об обязанностях работодателя по внедрению мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня работников, которые вменяются ему действующим трудовым законодательством.

Трудовой кодекс о профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников

Профессиональная подготовка будущих работников предусматривает следующие формы получения знаний, навыков и т. п.:

  1. Профессиональное образование (глава 8 федерального закона «Об образовании. » от 29.12.2012 № 273) — совокупность мероприятий, направленных на прохождение физическим лицом обучения на основании образовательной программы, разрабатываемой в соответствии с федеральными образовательными стандартами.
  2. Профессиональное обучение (глава 9 закона № 273) — совокупность мероприятий, направленных на приобретение физическими лицами определенных навыков, позволяющих им выполнять какую-либо работу. При этом имеющийся у них уровень образования не изменяется, т. е. гражданин, имеющий среднее профессиональное образование и прошедший профессиональное обучение, не может на этом основании стать обладателем диплома о высшем образовании.
(кликните для воспроизведения).

Основные понятия и определения, используемые в сфере дополнительного профессионального образования, устанавливает ст. 76 закона № 273. Согласно положениям п.

4 указанной статьи, повышение квалификации работника предполагает получение им новой компетенции или совершенствование уже имеющихся профессиональных знаний и умений. При этом п.

5 той же статьи указывает на то, что профессиональная переподготовка позволяет работнику получить знания, необходимые для осуществления принципиально нового вида деятельности, т. е. приобрести совершенно иную квалификацию.

Трудовой кодекс РФ в ст. 195.1 устанавливает понятие «квалификация работника», которое обозначает уровень его профессиональных умений, знаний и навыков.

Для того чтобы определить квалификацию, которая необходима работнику для надлежащего выполнения должностных обязанностей, разрабатывается специальный документ — профессиональный стандарт. Порядок и правила его создания определены положениями постановления Правительства РФ «О правилах…» от 22.01.2013 № 23.

Показателем квалификации, согласно п. 10 ст. 60 закона № 273, может выступать удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.

Однако далеко не всегда прохождение работником образовательных программ или курсов можно назвать повышением квалификации.

Особенностью такого способа получения знаний является обновление уже имеющихся у специалиста профессиональных навыков и умений, что позволяет ему находить новые способы разрешения ранее возникавших проблем и решать поставленные перед ним профессиональные задачи наиболее эффективно.

Основными причинами, по которым работникам приходится повышать свою квалификацию, являются:

  1. Стремление к получению повышения по службе и карьерному росту. Ведь для того, чтобы занять руководящую должность, нужно иметь не только практические, но и определенные теоретические знания, наличие которых подтверждено документально.
  2. Потребность в изучении принципов работы нового оборудования и программных продуктов, ознакомлении с особенностями современных технологий, а также других новшеств, применение которых в практической деятельности позволит увеличить производительность труда и увеличить результативность функционирования предприятия.
  3. Повышение конкурентоспособности на рынке труда (высококвалифицированный специалист представляет больший интерес для потенциального работодателя).

Направлять трудящегося на дополнительное обучение по собственной инициативе, в соответствии с ч. 4 ст.

196 Трудового кодекса РФ, работодатель может в том случае, если получение работником определенных знаний является обязательным условием полноценного выполнения им своих должностных обязанностей.

При этом наличие потребности в профессиональной подготовке работников, согласно положениям ч. 1 этой же статьи, работодатель определяет самостоятельно.

На практике выделяют следующие виды повышения квалификации работников:

  • прохождение работником образовательных программ, проводимых на базе учебных заведений;
  • получение дополнительного образования;
  • участие в научно-практических конференциях, семинарах, тренингах, мастер-классах;
  • участие в исследовательской деятельности, осуществляемой совместно со специалистами из других учреждений (как российских, так и зарубежных);
  • прохождение дистанционных образовательных программ.

Обучение работников может проводиться:

  • без отрыва от производства (т. е. занятия с работниками проводятся непосредственно на рабочих местах);
  • с отрывом от производства;
  • дистанционно.

При этом возможно как обучение в одном из указанных форматов, так и их сочетание.

Обязательное повышение квалификации, периодичность его осуществления по ТК РФ, значение характеристики работника для повышения квалификации при направлении работодателем

(кликните для воспроизведения).

Согласно положениям ст. 196 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить получение работниками дополнительного профессионального образования лишь в некоторых случаях, предусмотренных определенными нормативными актами, действующими на территории страны.

В частности, повышение квалификации обязательно:

  • для аудиторов (п. 9 ст. 11 ФЗ «Об аудиторской деятельности…» от 30.12.2008 № 307) — 1 раз в год;
  • лиц, выполняющих работы в сфере капитального строительства (п. 3 ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ), — 1 раз в 5 лет;

Источник: https://mmk-mission.ru/povyshenie-urovnya-kvalifikatsii-rabotnikov-v-organizatsii/

11 способов повышения квалификации работников

Повышение уровня квалификации работников в организации

В этом материале расскажем, в чем заключаются особенности повышения квалификации сотрудников и как организовать этот процесс.

Вы узнаете:

  • Как определяется квалификация персонала.
  • Квалификацию каких работников нужно повышать.
  • Какие методы повышения квалификации работников существуют.
  • Из каких этапов состоит процесс обучения работников.

Любой руководитель хочет, чтобы в его компании работали высококвалифицированные специалисты. Для этого работники проходят повышение квалификации.

Что такое квалификация работника

В Трудовом кодексе РФ упоминается понятие квалификации сотрудников. В статье 65 говорится о том, что при подаче документов на работу работодатель вправе потребовать документы, подтверждающие квалификацию и соответствие человека требованиям вакансии.

Это может быть удостоверение о прохождении специальной подготовки либо окончании определенного учебного заведения.

Статья 74 свидетельствует о том, что при структурных или технологических изменениях, за которыми следует кадровые перестановки, работодатель должен брать во внимание уровень квалификации работника.

Правовое определение понятия «квалификация работника» появилось в Федеральном Законе 236 в редакции от 3 декабря 2012 года. В части первой статьи 195 закона говорится о том, что квалификация работника – это степень совокупности его умений, знаний по специальности, а также опыта работы.

Документ, подтверждающий квалификацию, может быть как в форме удостоверения, так и форме полноценного диплома о профессиональной подготовке.

Присвоение категорий, разрядов или классов по итогам профессионального обучения может подтверждаться свидетельством должности рабочего или профессии служащего.

Для удобства как работника, так и работодателя существуют специализированные профессиональные стандарты. Они нужны, чтобы осуществлять некоторые виды деятельности. В 2018 году документ включает большое количество позиций и активно дорабатывается.

Добавляются не только новые стандарты, но и новые специальности. В законченном виде документ будет содержать информацию по более чем 700 должностям.

Как правильно вносить, утверждать и применять данные стандарты, установлено в соответствующем Постановлении Правительства РФ от No23 от 22 января 2013 года.

Советы от Yota по повышению квалификации работников

Журнал «Коммерческий директор» советует использовать те же подходы к повышению квалификации персонала, что и компания Yota, чтобы эффективно планировать обучение сотрудников на разных этапах.

Узнать советы Yota

Как определяется уровень квалификации

Условно процесс определения уровня квалификации работников можно связать с такими характеристиками как образование и опыт работы.

Например, на производстве градация квалификации специалистов, выполняющих рабочие задачи, состоит из разрядов. Они присуждаются работникам в зависимости от их выслуги лет, профессиональных заслуг, практической и теоретической подготовки.

Для производственного сектора существует устоявшееся разделение работников:

  • Высококвалифицированные. Обучение и подготовка более 2 лет. Большой багаж выполнения практических задач. Работают с оборудованием механизации и автоматизации труда.
  • Квалифицированные. Проходят подготовку или обучение до 2 лет, имеют опыт выполнения рабочих задач. Выполняют сложные технические работы, работают с оборудованием механизации труда.
  • Малоквалифицированные. Проходили подготовку недолгое время. Не имеют опыта выполнения практических задач. Выполняют средние и высокие по сложности задачи. Редко взаимодействуют с оборудованием автоматизации и механизации труда.
  • Неквалифицированные. Не проходят подготовку и не учатся. Выполняют задачи вспомогательного характера, работают на обслуживающих работах.

Квалификацию каких работников нужно повышать

Организация повышения квалификации работников преследует определенные цели. Какие же цели могут быть достигнуты, если повышать квалификацию своих работников:

  • Получение новых знаний и овладение навыками. Работники, которые научились чему-то новому, могут не только высказывать гипотезы по улучшению производственного процесса, но и реализовывать их, преодолевая различные трудности на этом пути.
  • Повышение мотивации и стимулирование. Когда человек осознаёт, что руководство предприятия заинтересовано в его росте, его мотивация к работе повышается. Также это оказывает стимулирующее воздействие на результативность и производительность труда.
  • Внедрение инновационных технологий. В настоящее время инновационные технологии и автоматизация присутствуют в той или иной мере в каждой сфере деятельности. Чтобы не отстать от конкурентов, ваши сотрудники должны идти в ногу со временем и проходить обучение в области IT и автоматизации.
  • Создание собственных кадров. Иногда обучить и воспитать своих высококвалифицированных работников будет менее затратно, чем привлечение их извне. Для некоторых компаний такое направление является предпочтительной частью их кадровой стратегии.
  • Уменьшение уровня текучки. Данная цель вытекает из предыдущей. Получение новых знаний и профессионального роста открывает перед работником возможности карьерного и зарплатного роста. В таком случае людям будет выгоднее остаться работать у вас.

Также вам следует определиться и с тем, каких именно сотрудников вы будете направлять на повышение квалификации. Направить всех сотрудников одновременно будет нецелесообразно. В этом случае вам нужно в масштабах вашей кадровой политики предприятия определить очередность, в которой люди будет проходить повышение профессиональной квалификации работников.

Также этот этап должен быть тщательно продуман, так как человека могут отправить учиться тому, что он и так знает, и пользы от данного мероприятия не будет. Либо чересчур сложное обучение может отпугнуть человека, и он перейдет на другое место работы.

Поэтому основными целями в повышении квалификации являются топ-менеджеры и специалисты, которые вносят наибольший вклад в результаты деятельности.

Повышение квалификации других работников чаще всего бывает ситуационным. Например, если новые знания – неотъемлемая часть процесса работы либо, если подразумевается изменение профиля работы, изменение алгоритмов работы.

Программа повышения квалификации работников должна быть продумана. Нужно оценить потенциал подразделений, рабочих групп и отдельных сотрудников. Это можно узнать у специалистов HR, а также с помощью специализированных методик. Рассмотрим возможные методики повышения квалификации работников.

Методы повышения уровня профессиональной квалификации работников

Выбор подходящей методики зависит от формата проводимого обучения и подготовки. Так вы будете выбирать подходящие учебные материалы, инструментарий, оборудование, материалы и помещения.

Группа методов, включающих обучение на рабочем месте, включает:

  • Производственный опыт. Человек активно участвуют в целенаправленном получении необходимых производственных навыков и опыта. Это может происходить как в рамках трудовых часов работника, так и с предоставлением ему отгулов.
  • Инструктаж. Данный метод обыкновенно проводится когда человек оказывается на новом рабочем месте. Даже если квалификация человека соответствует занимаемой должности, работника все равно следует проинструктировать, так как в новой компании существуют свои тонкости работы.
  • Ротация. Периодическая смена работниками своих привычных рабочих мест. Происходит постепенное получение новых знаний и навыков без отрыва от основных производственных задач. Человек эффективно узнает специфику и нюансы рабочих процессов в структуре предприятия.
  • Ассесмент. Применяется, когда человека готовят на руководящую должность в том подразделении, где он выполняет производственные функции. Это позволит постепенно улучшить навыки менеджмента. Эффективность метода заключается в том, что в дальнейшем при переходе на руководящую должность человек будет хорошо ориентироваться в работе подразделения.
  • Коучинг. Длительный процесс налаживания ученически-наставнических связей в долгосрочной перспективе. Использование данного метода эффективно, когда даже квалифицированному работнику необходимо много специфических знаний для адаптации. Это может быть актуально на сложных и высокотехнологичных производствах.
  • Проектные группы. В работу над реальными проектами вовлекаются люди, которые не имеют достаточных навыков и знаний для решения всех задач проектов. С использованием кооперации и делегирования происходит интерактивное обучение и получение необходимых навыков и знаний.

Перечисленные методы применимы и легко реализуются в рамках данного предприятия. Они в основном носят практическую направленность и не имеют большой необходимости в теоретическом закреплении вне организации.

Также существуют и другие методы, в которых происходит отрыв от производства. Они реализуются вне рабочего места работников и бывают:

  • Лекционные курсы. Популярная и общепринятая система повышения квалификации работников. Получение голого теоретического материала будет малоэффективным без комбинации с практическими методиками.
  • Курсы с элементами программирования. Одновременный способ получить и протестировать знания, которые были получены. Данный метод реализуется с помощью специальных программ, которые моделируют реальную производственную ситуацию.
  • Семинары. Данный метод является активным и имеет явную практическую направленность. Он способствует развитию коммуникации и социализации работников, а также дает навыки публичных выступлений, лидерства, эмоционального интеллекта. Форма проведения семинаров бывает разной: симпозиумы, круглые столы, конференции.
  • Кейс-обучение. Практический метод, в процессе которого сотрудники учатся решать реальные производственные задачи. Бывают как индивидуальные, так и групповые обучения в игровой или дискуссионной форме.
  • Тренинги. Длительное обучение, состоящее из нескольких лекционных и семинарских занятий, в процессе которых происходит не только получение новых знаний и навыков, но и их тестирование, закрепление. Обычно тренинги проводятся в небольших группах.

Также существуют и другие виды повышения квалификации работников. В них используется передовой опыт современных специалистов по обучению персонала. Основная направленность всех методов – закрепление теоретических знаний и практических навыков, используя эффективные коммуникационные и методические средства.

Этапы организации повышения квалификации работников

Повышение уровня квалификации работников включает в себя несколько этапов. Проанализируем каждую ступень и разберемся, что включает в себя этап.

Выявление потребности

Первоначально необходимо рассчитать потребность в повышении квалификации работников. Сделать это нужно как на уровне компании, так и на уровне структурных подразделений.

Эти потребности могут возникнуть, если на предприятии есть планы по введению в эксплуатации нового или модернизации имеющегося оборудования.

Также на уровне компании потребность в повышении квалификации может зависеть от планов по увеличению количества рабочих мест, а также введению в товарную линейку новой продукции.

Также потребность может быть выявлена в ходе аттестации или личных карьерных амбиций сотрудника.

Выбор метода и бюджетирование

После выявления потребностей необходимо выбрать походящую методику обучения. Нужно соотнести эффективность обучения с затратами, которые предприятие понесет на обучение и в связи с отсутствием работника.

Бюджет на повышение квалификации работников необходимо планировать в начале года. Так компании будет легче понести связанные с этим затраты. Также необходимо его зафиксировать документально с указанием всех статей расходов.

Разработка программы, выбор коучей

Затем необходимо спроектировать примерную программу повышения квалификации работников. Поставить цели и задачи на обучение. Это можно сделать как силами своей компании, так и с привлечением специальных бизнес-консультантов. Можно воспользоваться услугами компаний по подготовке и обучению персонала. Вместе с программой они предложат и профессиональных тренеров.

Проведение повышения квалификации

От выбранного метода зависят решения по его реализации. То есть, где будет организовываться процесс повышения квалификации: в самой компании или в специализированном учебном центре.

После этого необходимо провести процедуры и мероприятия по повышению квалификации персонала.

Анализ и подведение итогов

После окончания обучения необходимо провести собственное штатное тестирование, даже несмотря на то, что тестирование проводилось на обучении.

Создайте квалификационную комиссию, куда войдут руководители подразделений, работники которых направлялись на повышение квалификации, а также специалистов HR.

Оповестите всех работников о том, что будет штатное тестирование, сообщите о формах его проведения.

По итогам тестирования соотнесите те цели, которые были поставлены по подразделениям, группам и отдельным работникам, с результатами прохождения тестирования. Подобное мероприятие необходимо провести через 2-4 недели, чтобы оценить степень пригодности тех знаний и навыков, которые ваши работники получили.

Вывод

Повышение квалификации работников является неотъемлемой частью рабочего процесса. Для эффективного проведения данной управленческой процедуры необходимо знать особенности ее проведения, понимать, каких работников и когда нужно отправлять на курсы повышения квалификации, а также применять подходящие методы и способы обучения и подготовки.

Источник: https://www.kom-dir.ru/article/2470-povyshenie-kvalifikatsii-rabotnikov

Повышение уровня квалификации работников в организации – Правовой совет

Повышение уровня квалификации работников в организации

— Организация бизнеса — Кадры — Аттестация — Повышение квалификации работников

При помощи повышения квалификации работников организация получает возможность повысить общую эффективность использования трудовых ресурсов, внедрить инновационные методы организации труда и обслуживания клиентов и, соответственно – улучшить результаты экономической деятельности предприятия.

Сейчас существуют различные методы повышения квалификации персонала предприятия, поэтому работодателям необходимо обязательно обращать внимание на подобные возможности.

Особенно если учесть, что в некоторых случаях, аттестация и повышение квалификации работников являются обязательными мероприятиями.

Повышение квалификации работников по Трудовому кодексу – законы и нормативы

Действующее законодательство достаточно глубоко регламентирует вопросы повышения квалификации сотрудников и предусматривает наличие различных нормативов, обеспечивающих правовое регулирование данного вопроса. В частности, рассматривается данный аспект трудовой деятельности в положениях следующих нормативных документов:

  • ФЗ №273 от 29.12.2012. Данный закон регламентирует вопросы образования в Российской Федерации в целом. И повышение квалификации сотрудников относится с точки зрения данного нормативного документа к получению профессионального обучения.
  • Статья 187 ТК РФ. Данной статьей устанавливаются общие гарантии, которые работодатель должен предоставить работникам на время прохождения ими профессионального обучения или курсов повышения квалификации, либо прохождения независимой оценки квалификации.
  • Статья 195.1 ТК РФ. Её положения регламентируют само определение квалификации работника, как уровня наличествующих у него практических профессиональных умений и определенных теоретических знаний.
  • Статья 196 ТК РФ. Нормативами означенной статьи устанавливаются общие принципы повышения квалификации работников, а также регламентируются права и обязанности работодателя по проведению данных процедур. В том числе, устанавливается право работодателя самостоятельно определять наличие либо отсутствие необходимости проведения мероприятий по повышению квалификации персонала.
  • Статья 197 ТК РФ. Принципы данной статьи указывают, что работники также имеют право повышать собственную профессиональную квалификацию и проходить её независимую оценку. При этом реализация данного права проводится путём заключения отдельного договора сотрудника с его работодателем.

Вышеозначенный закон об образовании №273 устанавливает несколько различных способов изменения статуса работника. В частности, он предполагает следующие механизмы получения образования в рамках рабочей деятельности:

  • Профессиональное образование.
  • Профессиональное обучение.
  • Профессиональную переподготовку.

Следует отличать, рассмотренные в законодательстве понятия профессионального образования и профессионального обучения.

Так, под образованием подразумевается получение сотрудником определенного спектра знаний и документальное закрепление его путем выдачи соответствующего документа, в том числе и предоставляющего сотруднику новый статус.

В то же время обучение предполагает приобретение практических навыков и теоретических знаний без фактического повышения или изменения уровня образования. Повышение квалификации работника может считаться как его переподготовкой, так и профессиональным обучением.

Что такое повышение квалификации работников и зачем оно необходимо

Деятельность многих категорий сотрудников в вопросах квалификации регламентируется либо едиными тарифными квалификационными справочниками профессий, либо – отдельными профессиональными стандартами.

Наличествующая же квалификация может подтверждаться как документами образовании, так и ведомственным удостоверением о повышении квалификации либо результатами прохождения независимого оценивания в соответствующем центре.

При этом под повышением квалификации работника может подразумеваться как изменение его квалификации, так и просто приобретение новых навыков и умений или же актуализация старых.

Сама же процедура повышения квалификации персонала может быть необходима как работодателям, так и сотрудникам с различными целями. Например, она может производиться для:

  1. Продвижения работника по службе. В данном случае в проведении повышения квалификации могут быть заинтересованы как сами сотрудники, так и их работодатели. Законодательство или локальные нормативные акты могут требовать обязательного наличия определенной квалификации для работников на руководящих или иных ответственных должностях. Кроме этого, в случае повышения работнику в любом случае следует ознакомиться со своими новыми задачами, обязанностями и правами.
  2. Интеграции инноваций. Обновление оборудования на предприятии, изменение организационной структуры, внедрение иных новшеств могут потребовать также повышения квалификации работников с целью обучения труду в новых условиях с максимальной эффективностью. При этом в данной ситуации, заинтересован в повышении квалификации сотрудников будет в первую очередь работодатель.
  3. Повышения востребованности специалиста на рынке труда. Работник обладает правом повышения своей квалификации и прохождения её независимой оценки, а значит – наличие документации, которая могла бы подтвердить факт имеющейся квалификации и аттестации работника может значительно повысить его шансы для последующего трудоустройства. Однако, в данном случае работодатели вряд ли будут заинтересованы в проведении повышения квалификации у действующих сотрудников.

Порядок проведения аттестации и повышения квалификации работников

Повышение квалификации работников предприятия может производиться только в соответствии с требованиями законодательства. В свою очередь, действующие нормативы предписывают два варианта направления сотрудника на повышение квалификации:

  1. Инициатива работника. В данном случае работник самостоятельно определяет способы повышения квалификации и заключает с работодателем соответствующий договор, где стороны, достигнув соглашения, уточняют условия означенной процедуры.
  2. Инициатива работодателя. Без согласия сотрудника работодатель может направить его на повышение квалификации только в том случае, если сотруднику она необходима для продолжения ведения трудовой деятельности в рамках своей должности. Если же таковая необходимость отсутствует, направлен сотрудник на повышение квалификации может быть только при его согласии.

Руководители или коллеги в некоторых случаях также могут направлять работодателю или высшему руководству служебные записки или иные документы с представлениями или рекомендациями о необходимости повышения квалификации тех или иных работников.

Само же прохождение повышения квалификации и обучение может проводиться различными способами. Например, к методам повышения квалификации персонала можно отнести следующие варианты:

  • На базе действующих образовательных учреждений. Если повышение квалификации подразумевает приобретение нового уровня образования, то проводиться таковое может в образовательных учреждениях.
  • В специализированных учебных центрах. Отдельные организации могут предоставлять услуги по практическому обучению работников и повышению их квалификации без изменения уровня образования.
  • На базе предприятия. При наличии необходимой материальной технической или преподавательской базы, предприятие может полностью провести повышение квалификации работников на своей территории и собственными силами.
  • Путем дистанционного обучения. Сейчас данный метод повышения квалификации является одним из наиболее популярных, так как позволяет проводить обучение сотрудников без их фактического отрыва от рабочих мест.
[/attention]В случае, если повышение квалификации сотрудника предусматривает отрыв его от рабочего места, то работодатель обязан обеспечить сохранение за таковым сотрудником как его должности и рабочего места, так и средней заработной платы на весь период профессионального обучения. Однако данное требование актуально только в случае, если работник будет направлен на повышение квалификации работодателем, а не пойдет на него по собственной инициативе.[/attention]

Следует также отличать процедуру аттестации сотрудников и непосредственного повышения квалификации.

Аттестация подразумевает проверку полученных или имеющихся знаний, в то время как повышение квалификации – непосредственно их получение.

Аттестация и повышение квалификации могут проводиться комплексно, с целью выявления фактического качества подготовки персонала к работе в новых условиях или на новой должности.

Положение о повышении квалификации работников

Чтобы упростить возможное проведение процедуры повышения квалификации сотрудников, работодатель вправе издавать отдельные локальные нормативные акты, которые обеспечивали бы правовое регулирование данного вопроса. Составляется данный документ в свободной форме, однако в любом случае рекомендуется, чтобы в нем присутствовала следующая информация:

  • Название документа и его регистрационные данные.
  • Основные задачи и цели данного документа.
  • Направления развития компании, для реализации каковых необходимо повысить уровень наличествующей квалификации работников.
  • Место проведения повышения квалификации.
  • Средства, затрачиваемые работодателем на данную процедуру.
  • Перечень конкретных должностей и направлений, в которых будет осуществляться повышение квалификации.
  • Общий порядок проведения обучения.
  • Механизмы контроля и установления результатов.
  • Иные дополнительные требования и особенности проведения процедуры.

Данное положение должно быть утверждено в соответствии с правилами принятия локальных нормативных актов и донесено до сведения работников, которые будут направлены на повышение квалификации. При необходимости направить одного или нескольких работников, данное направление может быть осуществлено и путем оформления отдельных приказов на каждого из них.

Обязательное повышение профессиональной квалификации работников

В целом, законодательство возлагает право принятия решения о необходимости проведения повышения профессиональной квалификации работников организации на работодателя. Однако в некоторых случаях регулярное повышение квалификации может быть обязательным. Но данные требования касаются лишь ограниченного контингента лиц, а именно:

  • Сотрудники прокуратуры.
  • Аудиторы.
  • Лица, занимающиеся капитальным строительством.

Вышеозначенные категории сотрудников должны проходить регулярную процедуру повышения квалификации с обязательной её аттестацией. При этом регулярность проведения повышения квалификации должна обеспечивать прохождение означенной процедуры не реже одного раза в пять календарных лет. (21 голос., 4,90

Источник: https://pravasovet.ru/povyshenie-urovnja-kvalifikacii-rabotnikov-v-organizacii.html

Повышение квалификации кадров – Энциклопедия по экономике

Повышение уровня квалификации работников в организации
Организация труда — это система мероприятий,обеспечивающих рациональное использование рабочей силы, в том числе расстановку людей в процессе производства, разделение и кооперацию, рациональные методы и приемы труда, нормирование и стимулирование его, организацию рабочих мест, их обслуживание и необходимые условия труда, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров. Однако для нормального функционирования предприятия недостаточно решить только организационные вопросы, предприятием необходимо управлять.
 [c.5]
План по труду и кадрам включает план повышения производительности труда, расчет плановой численности персонала, фонда заработной платы и средней заработной платы, а также определение потребности в рабочей силе и план подготовки и повышения квалификации кадров.
 [c.85]

Начальник ОТК назначается вышестоящей организацией по представлению директора из числа инженеров-технологов, химиков, хорошо знающих производство. Он административно непосредственно подчиняется директору или главному инженеру, но в работе тесно связан с инспекцией по качеству, осуществляющей методическое руководство. Все работники ОТК подчинены начальнику ОТК, а не начальникам цехов. Начальник ОТК обязан организовать деятельность ОТК, подбор и расстановку кадров, техническое обучение и повышение квалификации кадров, разрешает разногласия между работниками ОТК и цехов в вопросах приемки продукции, информирует вышестоящий орган или инспекцию по качеству о случаях несоответствия продукции установленным требованиям и т. д.
 [c.126]

Исчисление дополнительной потребности в кадрах, определение источников набора новых работников, форм обучения и повышения квалификации кадров.
 [c.203]

В современных условиях, при быстром внедрении научно-технического прогресса предъявляются высокие требования к знаниям и мастерству работников. Повышение квалификации кадров позволяет быстрее осваивать новую технику, полнее использовать ее возможности, улучшать качество продукции. В деятельности рабочего высокой квалификации возрастает доля умственного труда, и его функ-
 [c.201]

В одиннадцатой пятилетке намечено дальнейшее повышение уровня квалификации трудовых ресурсов. Должно быть подготовлено 10,5 млн. работников с высшим и средним специальным образованием.

Профессионально-технические учебные заведения должны выпустить около 13 млн. квалифицированных рабочих, что будет в 1,6 раза выше, чем в десятой пятилетке.

Совершенствуются подготовка и повышение квалификации кадров непосредственно на производстве.
 [c.202]

Численность работающих по категориям, профессиям и разрядам определяют аналогично при составлении плана по подразделениям и отражают в плане подготовки и повышения квалификации кадров.

Число рабочих, которые должны пройти обучение на курсах подготовки кадров или повышения квалификации, рассчитывают, исходя из планов новой техники, ввода новых мощностей и др.

При планировании потребности в кадрах более высокой квалификации учитывают обучающихся в заочных техникумах, вузах, вечерних школах рабочей молодежи.
 [c.200]

ПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ
 [c.125]

Важнейшие функции управления персоналом. Планирование, маркетинг, набор, использование и высвобождение персонала. Обучение и повышение квалификации кадров. Мотивация, карьера и социальное обеспечение работников.

Формирование и поддержка производственной культуры. Кадровое делопроизводство и управление информацией. Контроль за персоналом, обеспечение дисциплины и организационного порядка. Руководство персоналом.
 [c.

437]

ПЛАНИРОВАНИЕ РАСХОДОВ НА ПЕРСОНАЛ — основа разработки производственных и соц. показателей организации. Доля расходов на персонал в себестоимости продукции и услуг имеет тенденцию к росту, что обусловлено отсутствием прямой зависимости между производительностью труда и затратами на персонал.

Введение новых технологий предъявляет более высокие требования к квалификации персонала, который становится более дорогим. Изменение законов в области трудового права, появление новых тарифов, повышение цен на товары первой необходимости также увеличивают расходы на персонал. При П.р. на п.

следует иметь в виду следующие статьи затрат основная и дополнительная заработная плата, отчисления на соц. страхование, расходы на командировки и служебные разъезды расходы на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров расходы, связанные с доплатами на общественное питание, жилищно-бы-товым обслуживанием, культурой и физ.

воспитанием, здравоохранением и отдыхом, обеспечением детскими учреждениями, приобретением спецодежды.

Следует планировать расходы на охрану труда и окружающей среды, на создание более благоприятных условий труда (соблюдение требований психофизиологии и эргономики труда, технической эстетики), здорового психологического климата в организации, расходы на организацию рабочих мест.

Если в организации большая текучесть кадров, то появляются дополнительные расходы, связанные с поисками новой рабочей силы, ее инструктажем и освоением работ. При высокой текучести кадров растет размер оплаты сверхурочных работ, растут брак и простои, повышается уровень заболеваемости, производственного травматизма, наступает ранняя инвалидность.

Все это повышает расходы, связанные с персоналом, приводит к росту себестоимости продукции и услуг и снижению конкурентоспособности организации. По мере развития рыночных отношений появляется необходимость учитывать при планировании новые виды затрат, связанных с участием работников в прибылях и капитале организации. При этом расходы на заработную плату, т.н. “базовые расходы”, составляют обычно менее половины общей величины издержек на рабочую силу. В зарубежной практике в годовых отчетах предприятий в обязательном порядке публикуются сведения
 [c.250]

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ — подготовка кадров с целью усовершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности.
 [c.253]

Требования к подготовке и повышению квалификации кадров Формы, методы и сроки профессионального обучения, перспектива профессионального роста
 [c.286]

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ СФЕРА – составная часть соц. рыночной экономики, основой которой являются социально-трудовые отношения (см.). Ключевая роль в формировании структуры и развитии С.-т.с. принадлежит соц. политике государства. В центре С.-т.с.

находится человек, взаимодействующий с рыночной средой по поводу организации процесса труда, условий роста его производительности, формирования доходов работника, обеспечения соц. защиты и т.д. К основным отраслям и компонентам С.-т.с. относятся соц.-культурный комплекс (здравоохранение, образование, наука, культура и т.п.

) рынок труда занятость и безработица трудовые мотивации (потребности, интересы, мотивы, стимулы, заработная плата, доходы, премии, дивиденды и т.д. соц. защита населения соц. обеспечение соц. страхование соц. партнерство стабилизация уровня жизни населения подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, в т.ч. безработных).

Перечисленные блоки и компоненты различны по уровням, сущности и содержанию, месту и значению в единой структуре С.-т.с. Только их комплексное, интегрированное рассмотрение дает полное представление о С.-т.с. В процессе рыночных реформ в РФ С.-т.с. пострадала и подверглась отрицательным деформациям в наибольшей мере.

Об этом свидетельствует резкое падение уровня жизни населения, рост безработицы, утрата многими гражданами мотивации трудовой деятельности, снижение производительности труда и т.д.
 [c.347]

Шестая группа понятий посвящена технологии управления персоналом и его развитием.

Рассматривается полный цикл работы с персоналом — наем, отбор и прием на работу, деловая оценка персонала на всех стадиях его деятельности профориентация и трудовая адаптация, использование персонала, организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, управление деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, увольнение по тем или иным причинам и в связи с уходом на пенсию.
 [c.456]

Для предприятия в целом первостепенное значение имеют взаимные увязки и синхронизация работы цехов и служб, централизация, специализация и повышение уровня технической оснащенности вспомогательных служб, улучшение структуры управления предприятием, подготовка и повышение квалификации кадров и др. На рабочих местах основное внимание должно быть уделено проектированию трудовых процессов, рациональному разделению и кооперации труда исполнителей и улучшению его условий.
 [c.110]

В современных условиях большое значение придается экономическому образованию при подготовке и повышении квалификации кадров.

Присвоение рабочим разрядов, повышение в должности специалистов и руководящих работников производится с учетом их экономической подготовки, овладения необходимым уровнем экономических знаний.

Экономическое образование трудящихся осуществляется по единым учебным планам и программам, разработанным для различных категорий трудящихся.
 [c.134]

Руководство подготовкой и повышением квалификации кадров на производстве осуществляется главным инженером. В его подчинении находятся отделы (бюро) производственно-технического обучения или отдельные работники, выполняющие аналогичные обязанности, а также учебно-курсовые комбинаты.
 [c.135]

В организации повышения квалификации кадров, создания резерва для выдвижения кадров большую роль играют партийная, комсомольская и профсоюзная организации предприятия.
 [c.135]

Организация труда охватывает следующий круг вопросов кооперация и разделение труда, режим труда и отдыха, организация рабочих мест, изучение и распространение передовых методов труда, создание здоровых и безопасных условий работы, подготовка и повышение квалификации кадров. Опирающееся на техническое нормирование и подкрепляемое рациональной оплатой, совершенствование организации труда становится мощным фактором неуклонного повышения его производительности.  [c.64]

Подготовка и повышение квалификации кадров в производстве
 [c.78]

Планирование покрытия потребности в рабочей силе и повышения квалификации кадров
 [c.212]

Плановый штат может отличаться от фактического по численности, профессиональному и квалификационному составу. Поэтому необходимо предусмотреть меры по количественным и качественным изменениям контингента работников. Для этой цели составляют план покрытия дополнительной потребности в рабочей силе, а также план подготовки и повышения квалификации кадров.
 [c.212]

План подготовки и повышения квалификации кадров предприятия составляется с учетом запланированных изменений в квалификационном составе работающих. Он включает индивидуальное и бригадное ученичество,
 [c.212]

Отказ от привлечения работников со стороны существенно сокращает необходимый объем работ по подготовке и повышению квалификации кадров, так как в составе персонала предприятия весьма незначителен удельный вес рабочих, не имеющих квалификации.
 [c.213]

Социалистическое государственное производственное предприятие и, в частности, государственное промышленное предприятие — это организованный коллектив трудящихся, наделенный государством средствами производства и осуществляющий производство промышленной продукции в соответствии с потребностями народного хозяйства.

задача коллектива предприятия состоит в обеспечении производства нужной народному хозяйству продукции с максимальным использованием производственных ресурсов.

Для этого предприятие приобретает необходимые средства производства, совершенствует технику, технологию и организацию труда и производства, ведет подбор, подготовку и повышение квалификации кадров.
 [c.23]

В нашей стране большое внимание уделяется систематическому повышению квалификации кадров. Это относится как к инженерно-техническим работникам и служащим, так и к рабочим.
 [c.283]

Решению этих сложных задач по экономическому образованию кадров способствует действующая в нашей стране широкая сеть учебных заведений, курсов, факультетов, школ по повышению квалификации кадров.

В настоящее время в стране действует около 500 отраслевых и межотраслевых институтов повышения квалификации, 150 факультетов при вузах и более 500 курсов при научно-исследовательских и проектных институтах, предприятиях, вузах и техникумах.

Несколько лет работает Институт управления народным хозяйством, осуществляющий переподготовку руководящих кадров.
 [c.284]

XXV съезд Коммунистической партии Советского Союза наметил грандиозную программу развития народного хозяйства нашей страны на 1976—1980 гг. Особое место в этой программе уделено вопросам повышения эффективности и интенсификации общественного производства.

Достижение этой цели предполагает комплексное решение многообразных задач.

Это — задачи роста производительности и улучшения условий труда, совершенствования организации работ и повышения квалификации кадров, рационального использования оборудования и увеличения его фондоотдачи, внедрения современных методов управления и укрепления производственной дисциплины.
 [c.3]

Недоучет происходящих и грядущих изменений в технике, технологии и организации производства, отставание в подготовке и повышении квалификации кадров чреваты многими неблагоприятными последствиями недоиспользованием производственных мощностей, снижением качества продукции, увеличением потерь и т. д. Поэтому надо хорошо знать состав работников в каждой отрасли производства и систематически наблюдать за изменениями в количественном и качественном отношениях.
 [c.290]

Организация подготовки и повышения квалификации кадров в нефтяной и газовой промышленности
 [c.295]

Источники финансирования мероприятий по производственно-техническому обучению кадров, размеры и виды расходов для организаций и предприятий устанавливаются министерствами и ведомствами.

Например, для организаций Госкомнефте-продукта РСФСР финансирование мероприятий по подготовке и -повышению квалификации кадров производится за счет издержек обращения.

Размеры финансирования согласовываются с Министерством финансов РСФСР при утверждении баланса доходов и расходов.
 [c.214]

Подготовка к промышленному о с в о е-н и ю- На этом этапе разрабатывается проект, выдаются техническое задание, заказы на новую аппаратуру (или модернизацию действующей), на приспособления, контрольно-измерительные и регулирующие приборы и другую необходимую оснастку даются указания на установку и перемещение аппаратуры, промпроводок и т. п., организуется подготовка (переобучение или повышение квалификации) кадров.
 [c.44]

Источник: https://economy-ru.info/info/42929/

Бастион Права
Добавить комментарий