Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Какая ответственность установлена за самостоятельное занятие земельного участка?

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка является административным правонарушением, предусмотренным статьей 53-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Его совершение влечет за собой наложение штрафа на граждан от десяти до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц – от двадцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Также, статьей 197-1 Уголовного кодекса Украины установлена уголовная ответственность за самовольное занятие земельного участка, которым нанесен значительный вред его законному владельцу или собственнику. За совершение такого преступления установлено уголовное наказание в виде штрафа от двухсот до трехсот необлагаемых или ареста на срок до шести месяцев.

Самовольное занятие земельного участка, совершенное лицом, ранее судимым за преступление, предусмотренное этой статьей, или группой лиц, или относительно земельных участков особо ценных земель, земель в охранных зонах, зонах санитарной охраны, санитарно-защитных зонах или зонах особого режима использования земель, наказывается ограничением свободы на срок от двух до четырех лет или лишением свободы на срок до двух лет.

В случае же самовольного строительства зданий или сооружений на самовольно занятом земельном участке, уголовное наказание устанавливается в виде штрафа от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан или ареста на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет, а в случае, если такое строительство осуществлено на земельном участке особо ценных земель, земель в охранных зонах, зонах санитарной охраны, санитарно-защитных зонах или зонах особого режима использования земель – лишение свободы на срок от одного до трех лет.

Кроме того, владелец или пользователь земельного участка вправе обратиться в суд с иском о взыскании с лица, неправомерно использующее земельный участок причиненных этим убытков, а также, в случае, если суд признает это обоснованным, и морального вреда.

Что необходимо сделать гражданину в случае, когда он обнаружил, что его земельный участок занят посторонним лицом

В случае, если Вы обнаружили, что Ваша квартира без Вашего разрешения используется посторонним лицом, необходимо обратиться в Государственную инспекцию сельского хозяйства Украины.

Инспектор указанной инспекции должен провести обследование земельного участка, составить акт обследования земельного участка, определить размер ущерба, причиненного ее самовольным занятием и принять меры по привлечению нарушителя к административной ответственности.

Кроме того, Вы вправе обратиться в суд с иском об освобождении самовольно занятого земельного участка.

При обнаружении признаков преступления, предусмотренного статьей 197-1 Уголовного кодекса Украины, необходимо обратиться в органы внутренних дел.

Как гражданину обратиться в суд с гражданским иском об освобождении самостоятельно занятого земельного участка

Согласно части первой статьи 114 Гражданского процессуального кодекса Украины: «иски, возникающие по поводу недвижимого имущества, предъявляются по местонахождению имущества или основной его части».

В исковом заявлении необходимо указать:

1. Наименование суда, в который подается заявление;

2. Имя (наименование) истца и ответчика, а также имя представителя истца, если исковое заявление подается представителем, их место жительства (пребывания) или местонахождение, почтовый индекс, номера средств связи, если таковые известны;

3. исковых требований. Это должны быть требования об освобождении земельного участка, а в случае необходимости, также требования по приведению земельного участка в состояние, пригодное для ее использованием по целевому назначению, взыскании убытков, причиненных неправомерными действиями ответчика.

Важно: размер убытков необходимо обосновывать. Таким обоснованием может быть, в частности, расчет размера вреда, совершенное соответствующим инспектором сельского хозяйства, а также другие документы и материалы.

4. Цена иска относительно требований имущественного характера. В случае, если Вы требуете возмещения убытков и/или морального вреда, цена иска будет равняться сумме этих затрат. Если же Вы требуете только освобождение земельного участка, в исковом заявлении целесообразно отметить, что вы предъявляете иск неимущественного характера.

5. Изложение обстоятельств, которыми истец обосновывает свои требования.

6. Указание доказательств, которые подтверждают каждое обстоятельство, наличие оснований для освобождения от доказывания. Такими доказательствами могут быть показания свидетелей, акт обследования, составленный соответствующим Инспектором сельского хозяйства и тому подобное.

7. Перечень документов, прилагаемых к заявлению.

https://www.youtube.com/watch?v=tVb5L0NryNE

Исковое заявление подписывается истцом или его представителем с указанием даты его подачи.

К исковому заявлению Вы должны добавить: в случае если исковое заявление подписал от Вашего имени Ваш представитель – нотариально удостоверенную доверенность, квитанцию об уплате судебного сбора, копию искового заявления и копию всех прилагаемых к нему документов в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц, а также документы, подтверждающие Вашу позицию.

Размер судебного сбора определен Законом Украины «О судебном сборе и составляет 1 процент цены иска, но не менее 0,2 размера минимальной заработной платы и не более 3 размеров минимальной заработной платы, а в случае, предъявление иска неимущественного характера (например, если вы требуете только освобождение земельного участка) – 0,1 размера минимальной заработной платы.

Важно: от уплаты судебного сбора по данной категории дел уволены:

˗   инвалиды Великой Отечественной войны и семьи воинов (партизанов), которые погибли или пропали без вести, и приравненные к ним в установленном порядке лица;

˗   инвалиды I и II групп, законные представители детей-инвалидов и недееспособных инвалидов I и II групп

˗   граждане, отнесенные к 1 и 2 категориям пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы и другие категории в соответствии с нормами действующего законодательства Украины.

В соответствии со статьей 8 Закона Украины «О судебном сборе», учитывая Ваш имущественное положение, суд может своим постановлением отсрочить или рассрочить уплату судебного сбора на определенный срок, но не дольше чем до принятия судебного решения по делу. По этим же основаниям суд также может уменьшить размер судебного сбора или освободить от его уплаты.

© 2019 Ассоциация «Земельный союз Украины». Все права защищены.

Данная информация была подготовлена ​​Ассоциацией «Земельный союз Украины». Запрещается воспроизведение и использование полностью или любой части данной информации в любом формате, включая графический, электронный, копирование, перепечатка или использование в любой другой способ без письменного согласия Ассоциации «Земельный союз Украины».

Источник: https://zem.ua/ru/34-glavnie-voprosy-o-zemle/2500-kakaya-otvetstvennost-ustanovlena-za-samostoyatelnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka

Самовольное занятие земельного участка

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

К нашим юристам по земельным делам, нередко обращаются Клиенты (граждане и организации), в отношении которых должностными лицами, инспекторами по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), была проведена проверка соблюдения норм земельного законодательства и вынесено постановление о привлечении к ответственности за самовольное занятие земельного участка. Зачастую, поводом к таким проверкам, служат обращения граждан (заинтересованных лиц), которые считают, что их права нарушаются действиями этих лиц, к примеру в случаях когда соседи обвиняют друг друга в том, что один из них незаконно использует часть его участка, или организация, выполняющая строительные работы незаконно огораживает часть земельного участка и использует его под временное размещение строительных материалов.

Кодекс об административных правонарушениях в статье 7.1 предусматривает ответственность граждан, должностных и юридических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

При этом, ответственность предусмотренная ст. 7.1 Кодекса применяется в виде наложения административного штрафа в следующих размерах:

В случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Кроме административной ответственности, к лицу, самовольно захватившему (занявшему и использующему) земельный участок или его часть, по итогам вынесенного постановления о назначении наказания, инспектором государственного земельного надзора РОСРЕЕСТРА выносится предписание об устранении нарушения земельного законодательства.

Такое предписание обязывает виновное лицо устранить допущенные им нарушения, к примеру убрать ограждение (забор), снести самовольную постройку и т.п. При этом, в случае, если виновное лицо откажется самостоятельно устранить нарушение законодательства, то государственный орган может выполнить указанные действия самостоятельно, возложив расходы на виновное лицо.

На данном этапе опытный юрист по земельным делам Вам поможет.

Кроме того, в случаях, если такие действия по самовольному занятию участка повлекли ущерб муниципальному образованию или были ущемлены права собственников таких (захваченных) земельных участков, то эти расходы и убытки также подлежат взысканию с причинителя вреда.

Стоит также отметить, что административные органы зачастую выносят не только необоснованные, но и незаконные постановления, допуская грубейшие нарушения земельного и гражданского законодательства, привлекая граждан и организации к ответственности, за правонарушения, которые по сути своей они не совершали. Опытный юрист по земельным делам поможет отменить подобные постановления.

При этом, постановление, в соответствии со сроками давности привлечения к административной ответственности, не может быть вынесено по истечении 2 месяцев со дня, когда контролирующий орган установил в действиях лица, самовольно захватившего земельный участок, нарушение земельного законодательства (т.е. с момента проведения проверки и осмотра места совершения правонарушения, проведения замеров, фиксации события).

В свою очередь, вынесенное постановление, в соответствии со ст. ст. 30.1 – 30.3 КоАП РФ может быть обжаловано, либо в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу, либо в суд.

На подачу жалобы у привлеченного лица есть 10 суток со дня вручения ему или получения копии постановления.

Представить интересы по защите нарушенных прав поможет адвокат или опытный юрист по земельным делам – узко специализирующийся специалист в области земельного права.

На практике обжалование в вышестоящий административный орган крайне мало эффективно. Анализ сложившейся судебной практики по статье 7.1 КоАП РФ, за самовольное занятие участка, позволяет сформировать ситуации, в который в действиях лица не усматривается состав административного правонарушения.

Конечно каждое дело индивидуально и требует профессионального изучения его индивидуальных особенностей земельными юристами и адвокатами, но в сложившейся судебной практике можно выделить часто встречающиеся ситуации, которые не являются нарушением законодательства и самовольным захватом земельного участка в частности.

В сложившейся практике юрист по земельным делам рекомендует рассматривать привлечения к ответственности после 2015 года, когда вступили в силу изменения земельного законодательства. С 2015 года диспозиция статьи 7.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не охватывает противоправные деяния по использованию земельных участков без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Анализ судебных решений и практики наш юрист по земельным делам приведет в следующей статье.

Источник: http://filin-zakon.ru/blog/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka/

Разъясняем законодательство

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Разъясняет: заместитель прокурора Центрального административного округа г.Курска Дудина Ирина Генриховна

Самовольное занятие земельного участка — одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена, как известно, статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно статьи 7.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на:

граждан в размере — от 500 до 1000 рублей;

должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей;

юридических лиц — от 10000 до 20000 рублей.

Текст указанной статьи, помимо самовольного занятия земельного участка, содержит в себе дополнительно ещё два состава административного правонарушения:  использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю и использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Собственно, «самовольное занятие» земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника.

Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения.

Самовольное занятие земельного участка может выражаться в противоправной застройке земельного участка, временном или постоянном складировании и других противоправных действиях.

Лицам, самовольно занимающим пустующие земельные участки, следует знать, что в соответствии со статьёй 16 Земельного кодекса РФ земельные участки не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований являются государственной собственностью. Иными словами, у любого земельного участка есть собственник. Собственниками могут быть: граждане, юридические лица, муниципальные образования, субъекты Российской Федерации или Российская Федерация.

Также к самовольному занятию земельного участка относятся действия собственника (арендатора) направленные на расширение границ своего земельного участка путём самовольного (необоснованного) вынесения ограждения земельного участка за его фактические границы, а также размещение строений или осуществление складирования за границами предоставленного ему участка.

Лицо, осуществившее самовольную постройку, не может приобретать на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой — продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В соответствии со статьёй 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю:

В соответствии со статьёй 131 Гражданского кодекса РФ права, сделки и ограничения на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

Таким образом, имея на руках постановление о предоставлении земельного участка в собственность, договор аренды или иной документ, необходимо обязательно обратится в органы Росреестра для регистрации своего права на земельный участок, поскольку правоустанавливающие документы на земельный участок должны быть оформлены установленном порядке, т.е. зарегистрированы.

Использование земельного участка без оформленных в установленном порядке документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, охватывает целый ряд норм действующего законодательства Российской Федерации.

Это может быть ведение строительства без разрешения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ведающего вопросами строительства и архитектуры; ведение мелкорозничной торговли без разрешения органов местного самоуправления, проведение земельных работ без согласования Государственного архитектурно-сроительного надзора и т.д.

Источник: http://prockurskobl.ru/legislation/298.html

Самовольное занятие земельного участка  14.09.2016 15:17

Рассмотрение судами споров, связанных с привлечением к ответственности лиц, самовольно занимающих земельный участок в последнее время происходит все чаще и чаще.

Самовольное занятие земельного участка – одно из правонарушений в сфере земельных отношений, за которое наступает административная и имущественная ответственность. Административная ответственность за такое правонарушение предусмотрена, как известно, статьей 7.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ далее – КоАП РФ, Кодекс).

Исходя из этой статьи, самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, федеральным законом от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ в статью 7.1 настоящего Кодекса внесены изменения в том числе в размер штрафов:

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка.

Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Как видим, статьей 7.1. КоАП РФ, на которую обращено наше внимание, определены два вида юридических фактов, при наступлении которых лицо может быть привлечено к административной ответственности. Собственно, “самовольное занятие” земельного участка заключается в том, что лицо использует земельный участок, не имея на это правовых оснований и против воли собственника.

Использование участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю – правонарушение, при котором собственник участка может быть и согласен с использованием земли иным лицом, но пользователь не исполнил установленных законом требований к оформлению собственных прав на землю. Заметим, что толкование статьи 7.

1 КоАП РФ о ненадлежащем оформлении правоустанавливающих документов на землю привлекает, пожалуй, наиболее пристальное внимание при толковании положений Кодекса. По поводу именно этой статьи отмечается значительное число разногласий и, как следствие, судебных разбирательств.

Действительно, при выяснении наличия или отсутствия состава правонарушения в этом случае приходится решать целый ряд вопросов:

  • установлено ли законом требование к оформлению правоустанавливающих документов на землю?
  • является ли документ, предъявленный пользователем земельного участка, правоустанавливающим?
  • соответствуют ли все стадии оформления документов требованиям закона?
  • достаточными ли оказались действия лица по оформлению права на земельный участок?
  • какие обстоятельства вызвали самовольное занятие участка и ненадлежащее оформление правоустанавливающих документов на него? И т.д.

Предлагаем вниманию несколько судебных решений, отражающих значимые, на наш взгляд, позиции суда при рассмотрении подобных дел. 1.

Привлечение к ответственности за самовольное занятие земельного участка осуществляется вне зависимости от вида использования земли Общество с ограниченной ответственностью “Частное охранное предприятие “Заслон” (ООО “ЧОП “Заслон”) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным постановления Территориального отдела управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Казани Республики Татарстан о привлечении к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Из материалов дела следует, что территориальным отделом управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по городу Казани проведена проверка соблюдения ООО “ЧОП “Заслон” земельного законодательства. В ходе проверки установлено, что общество использует земельный участок под автостоянку без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, что зафиксировано в акте проверки и протоколе об административном правонарушении. Отказывая в удовлетворении заявления о признании данного постановления незаконным, суды правомерно исходили из следующего. Как правильно указывает суд первой инстанции, самовольное занятие земельного участка представляет собой вступление в фактическое владение участком при отсутствии юридического основания такого владения. В силу статей 25, 26, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) права землепользователя на земельный участок возникают после вынесения соответствующего решения органом исполнительной власти и выдачи документа, удостоверяющего право пользования земельным участком. Доводам заявителя жалобы о том, что он не является субъектом административного правонарушения и не может быть привлечен к ответственности, судами также дана надлежащая оценка. Возможность использования земельного участка без правоустанавливающих документов не зависит от вида деятельности на занимаемом земельном участке. Поскольку заявитель осуществляет свою деятельность по охране машин на участке и извлекает из этой деятельности прибыль, то, соответственно, он является субъектом административного правонарушения и может быть привлечен к ответственности за использование участка без документов, удостоверяющих право им пользоваться. Прежде всего, обратим внимание на то, что суд в своем постановлении приводит толкование самовольного занятия земельного участка. Действительно, для состава правонарушения, о котором идет речь, необходим факт владения земельным участком без юридических оснований. В постановлении судом не уточняется, что следует понимать под отсутствием юридических оснований использования земли, но из материалов дела следует, что в виду имеется отсутствие оформленных правоустанавливающих документов. Как представляется, отсутствие таких документов является важным доказательством использования земли без юридических оснований, но не единственным. Как видно из содержания постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа, в основе спора оказалось несогласие заявителя (ООО “ЧОП “Заслон”) с тем, что использование земельного участка под автостоянку требует оформления правоустанавливающих документов на землю. Как представляется, пользователь участка посчитал, что использование участка без возведения строений или его возделывания нельзя считать самовольным занятием. Напротив, суд признал общество с ограниченной ответственностью субъектом административного правонарушения и обратил внимание на важные обстоятельства. Для признания лица субъектом правонарушения, выразившегося в самовольном занятии участка, существенным, по мнению суда, является (помимо отсутствия документов) владение участком и извлечение прибыли из его использования. Соглашаясь с мнением судебных органов, хотелось бы подчеркнуть, что одним из основных признаков правонарушения является именно владение участком. При этом пользование участком иными лицами исключается или существенно ограничивается. Это означает, что самовольное занятие может быть и не связано с возведением строений или сооружений. Оно может выразиться в возведении ограждений или осуществлении иных действий, дающих ясно понять, что лицо объявляет себя владельцем участка и считает нежелательным неконтролируемое присутствие на занятой территории иных лиц. То, что суд обратил внимание на извлечение ООО прибыли из пользования участком как на существенную причину привлечения его к ответственности, связано в том числе и с тем, что одним из принципов земельного законодательства, закрепленных ЗК РФ, является платность землепользования. Лицо, не оформившее документы на земельный участок, извлекало из пользования участком прибыль, однако не вносило установленные законом платежи за землю (арендную плату или земельный налог). В рассматриваемом случае для признания фактического владельца субъектом правонарушения не имеет значения, какой вид деятельности (как указано и в судебном решении) он осуществляет на земельном участке. В то же время к такому виду ответственности может быть привлечено и лицо, не извлекающее прибыль из использования земли, поскольку действия по самовольному занятию участка нарушают установленный законодательством правовой режим. 2. Если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует состав правонарушения, определенный статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Общество с ограниченной ответственностью “Юридический центр-2” (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя Главного государственного инспектора города Екатеринбурга по использованию и охране земель о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ. Как следует из материалов дела, на основании охранно-арендного договора, заключенного с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, общество является арендатором встроенного подвального нежилого помещения, находящегося в здании-памятнике “Комплекс “Городок чекистов”. В результате проверки, проведенной Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по городу Екатеринбургу, установлено, что в нарушение пункта 2.2.1 охранно-арендного договора, предусматривающего обязанность арендатора в десятидневный срок со дня подписания указанного договора заключить с арендодателем договор аренды земельного участка пропорционально занимаемым в здании площадям, такой договор заключен не был, общество осуществляет пользование земельным участком без правоустанавливающих документов. По указанному факту в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, и оно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ. Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, счел, что общество не исполнило пункт 2.2.1 охранно-арендного договора и не оформило в установленном порядке право пользования земельным участком, в связи с чем его действия образуют состав вмененного ему правонарушения. Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции сослался на то, что на основании статьи 652 Гражданского кодекса Российской Федерации документом, устанавливающим право общества на пользование земельным участком, является охранно-арендный договор, поэтому оснований для привлечения его к административной ответственности не имелось. Суд кассационной инстанции указал на ошибочность выводов суда апелляционной инстанции об отсутствии состава административного правонарушения. Обязанность землепользователей по оформлению прав на земельный участок обеспечивается статьей 7.1 КоАП РФ. Общество как арендатор нежилого помещения было обязано оформить правоустанавливающие документы на соответствующий земельный участок. Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев заявление общества с ограниченной ответственностью “Юридический центр-2” о пересмотре дела, в порядке надзора определил, что выводы судов первой и кассационной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм права. Анализ объекта и объективной стороны указанного состава административного правонарушения позволяет сделать вывод, что под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или лица, им уполномоченного, но сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю. Следовательно, если законом не установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов не образует указанный состав правонарушения. Возможность приобретения арендаторами нежилых помещений в здании каких-либо прав на часть земельного участка, пропорциональную размеру переданных в аренду нежилых помещений, законом не предусмотрена. Так как договор аренды нежилого помещения в здании заключается арендатором в целях пользования этим помещением, в силу договора аренды он приобретает право пользования земельным участком, на котором расположено здание, в той мере, в какой это необходимо ему для реализации своих прав по договору аренды нежилого помещения. Существующее законодательство не содержит определенно выраженного предписания об обязательном заключении отдельного договора при аренде нежилых помещений в здании либо оформления иного документа на право пользования земельным участком, занятым этим зданием, поэтому отсутствие такого договора (документа) даже при наличии соответствующего условия о его заключении (оформлении) в договоре аренды помещений не может рассматриваться как нарушение закона, влекущее ответственность, предусмотренную статьей 7.1 КоАП РФ. При названных обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения является правильным.

Источник: http://spbkollegia.ru/stati/article_post/samovolnoye-zanyatiye-zemelnogo-uchastka

​​Самовольное занятие земельного участка

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

06.10.2019

Самовольно занимать чужой участок земли незаконно. Любые нарушения земельного законодательства ведут к ответственности, которая будет выражена различными наказаниями, в зависимости от обстоятельств. Законный владелец земельного надела имеет право на компенсацию, а также на защиту своих интересов с помощью суда.

Самовольный захват: определение в законодательстве

По КоАП РФ самовольный вариант занятия территории определяется как его захват или использование без наличия законного права. Есть несколько вариантов самозахвата:

  • нарушены границы;
  • любые постройки или объекты, которые не зарегистрированы и не оформлены специальными документами;
  • использование по не назначению, то есть нет разрешений;
  • любые действия, мешающие собственнику использовать участок.

Согласно правам на частную собственность владение или использование возможно только при выполнении законодательных норм, в виде наличия всех необходимых документов.

https://www.youtube.com/watch?v=smcw8gRWyzI

Самовольный вариант занятия выражается в нарушении земельного законодательства и прав других лиц.

Признаки правонарушения

Есть несколько признаков правонарушения, которые свидетельствуют о необходимости применения различных мер.

Список признаков:

  • нет требуемой документации, а также разрешения. Для полноценного владения необходимо иметь ряд правоустанавливающих документов. Сюда входят договора, свидетельства о наследстве или судебные постановления. Если документов, подтверждающих полномочия нет, то фиксируется нарушение;
  • срок действия документа правоустанавливающего типа закончился. Чаще всего такой вариант наступает при аренде и ее несвоевременном продлении;
  • использование нецелевого типа. Фактически земельный надел не может быть использован в сферах, которые не предусмотрены для него. Для любого участка вносятся данные в реестр кадастрового типа, где прописываются все варианты эксплуатации и назначение. Если осуществляется деятельность, которая не установлена в документации, то такой тип действий влечет к ответственности;
  • изменение границ надела в виде расширения. Любое изменение в площади должно сопровождаться его регистрацией. Чаще всего нарушение происходит при самовольном варианте расширения;Межевание земельного участка
  • незаконная, то есть незарегистрированная деятельность. Примером может служить предпринимательство.

Ответственность

По законодательству Российской Федерации граждане пользуются землей на основе нескольких вариантов предоставления:

  • собственность;
  • наследство;
  • аренда.

Если лицо не имеет прав на надел, но использует его, то в таком случае наступает ответственность, зависящая от различных факторов. Самозахват приносит владельцу земли, в частности государству или частнику, ущерб. Особенного внимания достойны земли, которые относятся к охраняемым или сельскохозяйственным. В таком случае ущерб значительно выше, что приводит к увеличению штрафа.

Читать так же:  ​​Налог на домашних животных в России в 2019-2020 году

Гражданско-правовые последствия самозахвата земли

При самозахвате лица не получают гражданско-правовых гарантий, что означает полное отсутствие у них соответствующих прав. Становятся невозможными следующие действия:

  • проведение сделок любого типа с участком, то есть нельзя его продать, отдать во временное пользование или передать по наследству. Это связано с тем, что отсутствие прав не дает возможности распоряжаться землей;
  • освобождение территории должно производиться по первому требованию законного владельца. При этом, должны быть уничтожены все следы деятельности, которая не была разрешена собственником. Примером служит снос дома или построек, которые были возведены. Если снос не может быть добровольным, то привлекаются органы власти;
  • доход, полученный с надела, должен быть передан владельцу в виде компенсации полностью. Этот момент фиксируется как незаконное обогащение, поэтому средства передаются собственнику. Для этого последний должен обратиться в гражданский суд и подать соответствующий иск.

Административная ответственность за самозахват

Чаще используется административный вариант ответственности. Он выражен в виде штрафных санкций, которые могут различаться для разных лиц. Также штраф отличается при наличии регистрации в виде кадастрового учета и его отсутствия. В соответствии со статьей 7.1 КоАП РФ если надел зарегистрирован и имеет кадастровую стоимость, то штраф рассчитывается в процентном от нее соотношении:

  • для физлица 1-1.5% с минимальной суммой в 5 тысяч рублей;
  • для должностного лица — 1.5-2% с минимумом в 20000 рублей;
  • юридическое лицо — 2-3%. Минимальный штраф равен 100 тысяч рублей.

Если участок не стоит на учете, и его стоимость не определена, то штраф установлен в таком виде:

  • физлица — 5000-10000 рублей;
  • должностные лица — 20000-50000 рублей;
  • организации — 100000-200000 рублей.

При частичном занятии участка расчет штрафа будет произведен по соотношению всей площади к занятой.

Самовольное занятие участка земли

Административная ответственность и сам механизм фиксации нарушения выглядят следующим образом:

  • госорган или собственник обнаружили факт нарушения;
  • дается определенный срок для нарушителя, который должен быть использован для устранения следов деятельности на участке;
  • если после истечения срока все условия не выполнены, то накладывается штраф в полном размере.

В ряде случаев порядок действий может быть индивидуальным, но при стандартной ситуации государственный орган следует основным правилам.

Административные меры наказания могут применяться в совокупности с гражданской ответственностью. Например, после оплаты штрафа необходимо выплатить компенсацию собственнику в размере, который был установлен судом.

Статья 7.1 КоАП РФ «Самовольное занятие земельного участка»

Уголовная ответственность за незаконное пользование земельным участком

Уголовная ответственность может быть наложена по совокупности действий. Например, захват участка имел определенные цели или использовался для незаконной деятельности.

Читать так же:  Возврат налога за лечение

Есть два варианта наиболее частых случаев, когда самозахват приводит к уголовному сроку:

  • мошеннические действия. Примером будет служить аренда или продажа надела без права на эти действия или финансовые махинации, когда в качестве залога предоставляют недвижимость;
  • незарегистрированная предпринимательская деятельность на участке, который не является собственностью, может привести к 5 годам лишения свободы.

Наказание для мошенников зависит от большого количества факторов, но по при единоличной афере срок варьируется до 2 лет, а при групповой до 6 лет. Стоит учесть, что использование служебного положения считается отягчающим обстоятельством, которое также влияет на строгость наказания.

Что делать при захвате земли

Собственник при получении информации о незаконном использовании его земельного надела или его части предварительно должен попытаться мирно урегулировать возникший конфликт. Это связано с тем, что ряд участков не имеют четких границ. Нарушитель может не знать о том, что наносит ущерб другому лицу.

Как разрешить конфликт, если есть границы межевания

Если мирного решения достичь не удается, то есть установленный порядок действий:

  • подготовка официальной претензии с указанием нарушения и границ собственности;
  • фиксация нарушения. Это может сделать Росприроднадзор или Росреестр в зависимости от ситуации;
  • подготовка заявления и обращение в суд со всеми необходимыми документами;
  • после решения суда получают исполнительный лист, который передается судебным приставам.

Границы участков должны быть определены до момента судебного заседания, так как в противоположном случае доказательство нарушения прав будет более сложным. Также при невозможности устранить нарушителя с участка судебное решение может быть в форме выкупа земли по рыночной стоимости для конкретного региона.

Возмещение вреда за самовольное занятие

Возмещение ущерба производится с помощью обращения в суд. Сумма компенсации включает в себя:

  • убытки прямого характера;
  • упущенную прибыль;
  • компенсацию морального вреда.

Если добровольно нарушитель не возмещает нанесенный ущерб, который установлен судебной инстанцией, то его дело подлежит принудительным способам взыскания через систему судебных приставов.

Принудительное изъятие

Добровольный вариант освобождения предпочтителен, так как землю все равно изымут. Принудительные варианты включают в себя привлечение сотрудников Росреестра и ФССП, которые с помощью законных мер заставят нарушителя оплатить ущерб и освободить незаконно занятую территорию.

Можно ли узаконить самозахват

Возможность оформления не влияет на наказание, то есть штраф все равно придется выплатить. Предварительно для того, чтобы узаконить, потребуется узнать, кто является собственником. Это может быть физическое или юридическое лицо, а также местная администрация. В ряде случаев охраняемые земли принадлежат Лесному фонду и другим организациям.

Узаконивание осуществляется в следующем порядке:

  • получают выписку из ЕГРН, в которой указан собственник;
  • соглашение о перераспределении земли, если это возможно;
  • при согласии соседей расширение границ;
  • если участок принадлежит государству, муниципалитету, то можно подать заявление о предоставлении участка бесхозного типа.Как узаконить «лишние метры»

В последнем случае заключается долгосрочный вариант аренды, после окончания которого можно попытаться перевести землю в собственность. Но для этого требуется соответствовать правилам статьи 234 ГК РФ, которая устанавливает полноценное использование арендованной территории на протяжении минимум 15 лет.

Читать так же:  Врачебная тайна

Все остальные варианты самозахвата будут пресекаться и подлежат наказанию в виде различных форм ответственности.

Самозахват территории по законодательным нормам может иметь несколько типов ответственности, в том числе уголовную. Административные меры включают в себя штрафы, которые будут зависеть от обстоятельств и категории нарушителя.

Штрафные санкции имеют разные размеры при наличии территории на учете или ее отсутствии там. Собственник недвижимости при нарушении его прав имеет возможность получить компенсацию, которая устанавливается после обращения в суд.

Статья 234 Гражданского кодекса РФ «Приобретательная давность»

Источник: https://zakonoved.su/samovolnoe-zanyatie-zemelnogo-uchastka.html

Бастион Права
Добавить комментарий