Нарушение сроков перевода денежных средств

О задержке платежей банком

Нарушение сроков перевода денежных средств

Организацией своевременно подано платежное поручение на уплату налогов в бюджет, но банк не перечислил деньги со счета организации на бюджетный счет. Какими будут последствия для плательщика?

Последствия неприятные: если деньги не поступят на бюджетный счет в установленные для данного платежа срок, у организациивозникает налоговый долгв сумме неуплаченного своевременного денежного обязательства (пп. 14.1.175 Налогового кодекса, далее – НК).

Погасить долг придется наличными или за счет средств, находящихся на счетах в других банках. Обязанность организации уплатить согласованное денежное обязательство в течение 10 дней с момента согласования предусмотрена п. 57.1, 57.3 НК.

Продления или приостановка срока уплаты согласованного денежного обязательства не предусмотрены НК. Но согласно п. 129.6 НК в случае нарушения банком срока перечисления платежей организация освобождена от уплаты штрафов и пени, установленных ст. 126 и пп. 129.1.1 НК.

Только надо доказать, что именно банк задержал платеж.

Как доказать, что в задержке платежа виноват банк, а не организация?

Для этого надо подать в налоговый орган письмо с копиями заверенных банком платежных документов об уплате налогов, которые подтвердят их своевременной подачи банку. Такой же позиции поддерживаются и налоговые органы.

Организация не смогла своевременно рассчитаться с контрагентом за полученный товар или оказанные услуги из-за того, что банк задержал перечисление денег на счет контрагента. Какие могут быть последствия для организации? Можно ли избежать начисления штрафов и пени, предусмотренных договором за нарушение сроков оплаты?

Согласно гражданскому законодательству сторона, которая нарушила обязательства по договору, несет ответственность только при наличии ее вины в этом (если иное не предусмотрено договором или законом).

Поэтому организация может избежать ответственности перед контрагентом в виде уплаты штрафов и пени, если докажет, что не виновата в нарушении обязательств по договору.

Формулировка «не виноват» означает: сделал все, что мог, для выполнения обязательства (части 1, 2 ст. 614 Гражданского кодекса, далее ГК).

Что организация могла сделать в данном случае? Например, могла в кратчайшие сроки погасить задолженность перед контрагентом: перечислить денежные средства со счета в другом банке, внести наличные в кассу контрагента. Согласно п. 30.1 Закона от 05.04.2001 г.

№2346-III (далее Закон №2346) денежный перевод считается завершенным с момента зачисления суммы перевода на счет получателя. Организация осуществляет контроль за своевременным проведением взаимных расчетов без участия банков (ст. 343 Хозяйственного кодекса).

А если организация не смогла этого сделать, потому что у нее все денежные средства находятся на счете в проблемном банке и нет счетов в других банках? Тогда это необходимо доказать документально (выписками по каждому счету за этот период времени). Например, в случае обращения в суд в иске надо указать, что счетов в других банках нет.

Какую ответственность несет банк за нарушение срока перечисления денежных средств?

Взаимоотношения между организацией и банком регулируются договором банковского счета (расчетно-кассового обслуживания).

Банк обязан: обеспечить организации возможность беспрепятственно распоряжаться средствами на счете и перечислять по платежному поручению организации деньги со счета на бюджетный счет или счет контрагента (ст. 1066, ч. 3 ст. 1068 ГК; абзац сороковой п.

14 Инструкции, утвержденной постановлением Правления НБУ от 21.01.2004 г. №22, далее – Инструкция №22). Банк обязан перечислить денежные средства со счета организации на счет получателя в течение срока, предусмотренного договором между организацией и банком с учетом сроков, установленных ст.

8 Закона 2346. В случае нарушения банком указанного срока банк обязан уплатить организации пеню в размере 0,1% суммы просроченного платежа, но не более 10% суммы перевода, если договором предусмотрен иной размер пени (п. 32.2 Закона 2346).

Для взыскания пени организация может сначала предъявить банку претензию, а в случае ее отклонения либо оставления без ответа обратится в суд (п. 1.4 постановления Пленума ВХСУ от 17.12.2013 г. №14). Либо сразу обратится с иском в суд, поскольку предъявление претензии не является обязательным.

Что делать, если банк постоянно задерживает платежи?

Если ваши платежи постоянно «зависают» в банке, то лучшее решение – перевести деньги со счета в проблемном банке на счет в более благонадежном банке.

Если такой перевод невозможен (банк не осуществляет перечисление средств на счета в другие банки), то первое, что надо сделать – предъявить банку претензию,требуя возврата денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

Порядок предъявления и рассмотрения претензии установлены статьями 6, 7 Хозяйственного процессуального кодекса (далее ХПК). В частности, банк обязан рассмотреть претензию организации в течение месяца со дня ее получения.

По результатам рассмотрения претензии банк обязан предоставить организации письменный ответ, в котором либо признать, либо отклонить претензию полностью или частично. Ответ на претензию должен быть вручен организации под расписку либо направлен ей заказным или ценным письмом (ст. 8 ХПК).

Если банк в ответе написал об удовлетворении претензии, но не перечислил средства по платежному поручению или не выдал их организации со счета наличными, либо отклонил претензию или не ответил на нее, организация вправе обратится в хозяйственный суд с иском к банку о взыскании денежных средств, находящихся на его счете (п.

ч. ст. 12 ХПК). Если ответ на претензию не получен, право обратится в хозяйственный суд с иском к банку возникает у организации по истечению 30 дней поле вручении претензии банку. Как уже было, сказано претензия не является обязательным. Организация вправе сразу обратится в суд с иском к банку. Однако использование претензионного порядка дает шанс на досудебное урегулирование спора.

Порядок обращения в хозяйственный суд и требования к исковому заявлению регламентированы ст. 54-57 ХПК. При обращении в суд с подобным иском в качестве доказательств необходимо приложить: выписку из счета, в которой будет указана сумма средств, находящаяся на счете; копии неисполненных платежных поручений с отметкой банка об их получении.

Когда решение хозяйственного суда о взыскании с банка суммы средств, находящихся на счете организации, вступит в законную силу, нужно будет получить приказ хозяйственного судадля принудительного исполнения указанного судебного решения (ст. 116 ХПК). Принудительное исполнение судебных решений осуществляется в порядке, предусмотренном Законом от 21.

04.1999 г. №606ХIV.

Что делать, если в отношении банка, в котором у организации открыт счет, возбужденно дело о банкротстве?

Узнать о возбуждении дела о банкротстве либо о признании банка банкротом можно на официальном веб-сайте Высшего хозяйственного суда Украины (ВХСУ) – www.arbitr.gov.ua (сделать соответствующую ссылку).

Если проблемы с банком (задержка платежей) возникли до возбуждения в отношении банка дела о банкротстве, организация должна подать в хозяйственный суд, который рассматривает дело о банкротстве, заявление о наличии денежных требований к банку.

Такое заявление подается в течение 30 дней с даты официального обнародования объявления о возбуждении дела о банкротстве (ч. 1 ст. 23 Закона от 14.05.1992 г. №2343-XII, далее – Закон №2343). Официальным обнародованием является размещение такой информации на вышеуказанном официальном веб-сайте ВХСУ (абзац десятый ч. 1 ст. 10, ч. 10 ст.

16, ч. 3 ст. 38 Закона 2343). Обратите внимание: в официальном уведомлении о возбуждении в отношении банка дела о банкротстве указывается, какой суд рассматривает это дело, когда такое уведомление размещено на сайте, номер судебного дела и другая важная информация.

Сведения, которые необходимо указать в заявлении о наличии в организации денежных требований к банку, названы в ч. 3 ст. 23 Закона №2343.

Если проблемы возникли уже после признания банка банкротом(банк отказал в перечислении денежных средств со счета организации), тогда необходимо подать заявление о наличии денежных требований к банку в течение двух месяцев со дня официального обнародования объявления о признании банка банкротом (абзац девятый ч. 1 ст. 38 Закона №2343). Требования организации к банку, признанные банком или хозяйственным судом, подлежат включению в реестр кредиторов и отнесению к четвертой очереди погашения (ч. 8 ст. 23, п. 4 ч. 1 ст. 45 Закона №2343).

10 апреля 2014 года

Сундеева В.С.

Назад

Источник: http://pmguinfo.dp.ua/napravleniya-deyatelnosti/finansovaya-rabota/115-konsultatsii/367-banl-zad-plat

Статья 343. Ответственность за нарушение сроков расчетов

Нарушение сроков перевода денежных средств

Комментарий :

Плательщики и получатели средств осуществляют контроль за своевременным проведением расчетов и рассматривают претензии, возникшие без участия учреждений банка.

Плательщик денежных средств уплачивает в пользу получателя этих средств за просрочку платежа пеню в размере, который устанавливается по соглашению сторон, но не может превышать двойной учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей в период, за который уплачивается пеня.

Согласно Закону Украины “Об ответственности за несвоевременное выполнение денежных обязательств” плательщики денежных средств уплачивают в пользу получателей этих средств за просрочку платежа пеню в размере, который устанавливается по соглашению сторон. Размер пени, предусмотренный ст.

1 этого Закона, исчисляется от суммы просроченного платежа и не может превышать двойной учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей в период, за который уплачивается пеня.

При этом пеня за несвоевременное выполнение денежных обязательств или задержки денежных поступлений на счет клиента банка – получателя денежных средств, которую начислен и не уплачен на день вступления в силу настоящего Закона, по соглашению сторон может быть перечислена в период действия срока исковой давности, но размер ее не должен превышать двойной учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей в период, за который начислялась пеня. Сумма уменьшения размера пени относится на результаты финансово-хозяйственной деятельности получателя средств, а о государственных учреждений и организаций, финансируемых за счет бюджета, – на уменьшение финансирования.

Ответственность банков за нарушение сроков расчетов конкретизирована в ст. 32 Закона Украины “О платежных системах и переводе средств в Украине”. Согласно этой статье банк, обслуживающий плательщика, и банк, обслуживающий получателя, несут перед плательщиком и получателем ответственность, связанную с проведением перевода, согласно этому Закону и условий заключенных между ними договоров.

В случае нарушения банком, обслуживающим плательщика, установленных настоящим Законом сроков исполнения поручения клиента на перевод этот банк обязан уплатить плательщику пеню в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, который не может превышать 10 процентов суммы перевода, если другой размер пени не обусловлен договором между ними.

В случае нарушения банком, который обслуживает получателя, сроков завершения перевода этот банк обязан уплатить получателю пеню в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, который не может превышать 10 процентов суммы перевода, если иной размер пени не обусловлен договором между ними. В этом случае плательщик не несет ответственности за просрочку перед получателем.

Плательщик имеет право на возмещение банком, который обслуживает получателя, вреда, причиненного ему вследствие нарушения этим банком сроков завершения перевода, установленных п. 30.2 ст. 30 этого Закона.

Получатель имеет право на возмещение банком, который обслуживает плательщика, вреда, причиненного ему вследствие нарушения этим банком сроков исполнения документа на перевод.

Банки обязаны исполнять поручения клиентов, содержащихся в документах на перевод, согласно реквизитов этих документов и с учетом положений, установленных п. 22.6 ст. 22 настоящего Закона.

В случае ошибочного перевода суммы перевода на счет ненадлежащего получателя, произошедшего по вине банка, этот банк-нарушитель обязан немедленно после выявления ошибки перевести за счет собственных средств сумму перевода получателю.

В противном случае получатель имеет право в установленном законом порядке требовать от банка-нарушителя инициирования перевода ему суммы перевода за счет собственных средств, уплаты пени в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки начиная с даты завершения ошибочного перевода, которая не может превышать 10 процентов суммы перевода.

Одновременно банк-нарушитель обязан после обнаружения ошибки немедленно сообщить ненадлежащего получателя об осуществлении ошибочного перевода и о необходимости инициирования им перевода эквивалентной суммы средств этому банку в течение трех рабочих дней с даты поступления такого уведомления. Форма сообщения банка об осуществлении ошибочного перевода устанавливается Национальным банком Украины.

В случае перевода банком-нарушителем за счет собственных средств суммы перевода получателю и своевременного сообщения ненадлежащего получателя об осуществлении ошибочного перевода, а также своевременного перевода ненадлежащим получателем суммы перевода этом банке банк-нарушитель оставляет эту сумму в собственном распоряжении.

При этом в случае нарушения ненадлежащим получателем указанного трехдневного срока банк-нарушитель имеет право требовать от ненадлежащего получателя возврата суммы перевода, а также уплату пени в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день начиная с даты завершения ошибочного перевода до дня возврата средств включительно , которая не может превышать 10 процентов суммы перевода.

В случае ошибочного перевода со счета ненадлежащего плательщика, произошедшего по вине банка, этот банк обязан перечислить соответствующую сумму средств со счета плательщика на счет ненадлежащего плательщика, а также уплатить ненадлежащему плательщику пеню в размере процентной ставки, установленной этим банком по краткосрочным кредитам , за каждый день начиная со дня ошибочного перевода до дня возврата суммы перевода на счет ненадлежащего плательщика, если иная ответственность не предусмотрена договором.

В случае перевода со счета плательщика без законных оснований, по инициативе ненадлежащего взыскателя, с нарушением условий доверенности плательщика на осуществление договорного списания или вследствие других ошибок банка возврат плательщику этой суммы осуществляется в установленном законом порядке.

При этом банк, который списал средства со счета плательщика без законных оснований, должен уплатить плательщику пеню в размере процентной ставки, установленной этим банком по краткосрочным кредитам, за каждый день начиная со дня перевода до дня возврата суммы перевода на счет плательщика, если иная ответственность не предусмотрена договором.

Работники банка, виновные в совершении ложного перевода, несут ответственность согласно закону.

В случае просрочки банком получателя срока перевода инициатору, который установлен п. 31.1 ст. 31 этого Закона, начиная с тридцать четвертого рабочего дня банк получателя должен уплатить инициатору пеню в размере 0,1 процента суммы перевода за каждый день просрочки, которая не может превышать 10 процентов суммы перевода.

Банк инициатора обязан по требованию инициатора письменно сообщить о выполнении его поручения, содержащегося в соответствующем документе на перевод.

Банк плательщика не имеет права на списание со счета плательщика средств по расчетному документу после получения документа на его отзыве.

Если вопреки полученному документу на отзыв сумма перевода была списана со счета плательщика и переведенная получателю, возвращение получателем плательщику этой суммы осуществляется в установленном законом порядке. В этом случае банк, который не выполнил документ на отзыв или просрочил его передачу банка плательщика, должен уплатить плательщику штраф в размере 1 процента суммы перевода.

Споры, связанные с осуществлением банками перевода, рассматриваются в судебном порядке.

Сроки осуществления перевода установлены в ст. 8 Закона Украины “О платежных системах и переводе средств в Украине”. Согласно этой статье банк обязан выполнить поручение клиента, содержащееся в расчетном документе, который поступил в течение операционного времени банка, в день его поступления.

В случае поступления расчетного документа клиента в обслуживающий банк после окончания операционного времени банк обязан выполнить поручение клиента, содержащееся в этом

Банки и их клиенты имеют право предусматривать в договорах иные, нежели установленные в абзацах первом

Банк обязан выполнить поручение клиента, содержащееся в документе на перевод наличности, в течение операционного времени в день поступления этого документа в банк.

Банки и их клиенты имеют право оговаривать в договорах иные, чем установленные в этом пункте, сроки перевода наличности.

За нарушение сроков, установленных п. 8.1 и п. 8.2 настоящей статьи, банк, обслуживающий плательщика, несет ответственность, предусмотренную настоящим Законом.

Межбанковский перевод выполняется в срок до трех операционных дней.

Внутрибанковский перевод выполняется в срок, установленный внутренними нормативными актами банка, но не может превышать двух операционных дней.

Сроки осуществления перевода с помощью платежных инструментов, кроме установленных пунктами 8.1 – 8.

4 этой статьи, определяются правилами платежной системы и договорами, которые заключаются между членами и участниками платежной системы.

При этом срок выполнения межбанковского перевода, осуществляется на основании клиринговых требований, не может превышать срок, установленный п. 8.4 этой статьи.

Члены платежной системы должны обеспечить пересылку бумажных документов на перевод в пределах Украины в срок до семи рабочих дней, а в пределах одной области – до трех рабочих дней.

Источник: https://juristoff.com/resyrsi/kz/gku/770-statya-343-otvetstvennost-za-narushenie-srokov

Ответственность за нарушение валютного контроля в 2019 году

Нарушение сроков перевода денежных средств

За нарушения в сфере валютного контроля в 2019 году резидентами и нерезидентами РФ санкции выписывает Федеральная налоговая служба, а если правонарушение касается экспортных или импортных операций, то к определению наказания подключается и Федеральная таможенная служба.

Основные правонарушения и ответственность за них

Если говорить именно о валютном контроле, то основные нарушения перечислены в законе «О валютном регулировании…» № 173 от 10 декабря 2003 года. В частности, глава 4 определяет следующие виды правонарушений:

  • нарушение сроков, оговоренных законом, для подачи уведомлений и отчетности в контролирующие органы;
  • представление документов с неверными данными, а также неправильным заполнением;
  • несоблюдение сроков, указанных в контракте, в течение которых валюта должна поступить на расчетный счет банка (при этом по закону нет разницы, какая из сторон задерживает оплату);
  • перечисление доходов, полученных от нерезидентов, на банковские счета иных государств.

Ответственность за нарушения предусмотрена сразу тремя кодексами: гражданским, КоАПП и уголовным. Соответственно, и санкции по ним также разнятся.

Например, при неверно заполненных документах (если речь идет именно об ошибках, опечатках, а не злонамеренной фальсификации) сделку могут просто аннулировать.

А вот за вывод денег из России (да еще и группой лиц, в больших масштабах) можно сесть в тюрьму на срок до 10 лет.

Штрафные санкции в 2019 году

В связи с изменениями в КоАПП, вступившими в силу в этом году, возросли и штрафы, за которые предусмотрена административная ответственность. Все они перечислены в статье 15.25 административного кодекса. Так как отныне все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ, считаются ее резидентами, то и денежные санкции для них также увеличились.

Чтобы избежать штрафов, необходимо вовремя представлять налоговым органам:

  • отчет о движении валютных средств на счетах;
  • уведомления об открытии или, наоборот, закрытии заграничных счетов, а также смене их реквизитов;
  • документы, подтверждающие легальность сделок.

Важно! С 2019 года паспорта сделок были отменены. Теперь не нужно их оформлять и, соответственно, представлять в контролирующие органы. Вместо этого банк самостоятельно будет регистрировать договоры и контракты, если их сумма превышает 3 млн рублей.

Размеры штрафных санкций в 2019 году:

  • За проведение валютной операции, не разрешенной законом, штраф составит от ¾ до всей суммы сделки (к примеру, если предполагалось отправить за рубеж 100 000 рублей, то в качестве штрафа могут начислить от 75 000 до 100 000 рублей).
  • Нарушение сроков поступления денежных средств, оговоренных в контракте. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ (с 26 июля 2019 года она равняется 7.25 %) от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков по сделкам, предусматривающим регистрацию договора, — от 40 до 50 тысяч рублей.
  • Нарушения сроков возврата авансовых средств, полученных в качестве предоплаты за товары, если поставка так и не состоялась. Если сумма была переведена с опозданием, то штраф составит 1/150 ключевой ставки ЦБ от суммы контракта, а если деньги не пришли вовсе — от ¾ до всей суммы сделки.
  • Нарушение сроков подачи уведомлений об открытии валютного счета (закрытии, изменении реквизитов) — для физических лиц штраф составит от 1 до 1.5 тысяч рублей, для юридических — от 50 до 100 тысяч.
  • Непредоставление информации по валютному счету для физических лиц обернется санкциями в размере 4—5 тысяч рублей, для юридических — от 80 тысяч до 1 миллиона рублей.
  • Нарушение сроков подачи отчетной документации по движению валютных средств на счетах (в том числе зарубежных) — для физических лиц штраф составит от 300 до 3 тысяч рублей, для юридических — от 5 до 50 тысяч рублей (зависит от количества просроченных дней).
  • Повторные нарушения, связанные с нарушением сроков представления документов, влекут за собой повышенные штрафные санкции — для физических лиц максимальная сумма взысканий составит 20 тысяч рублей, для юридических — 600 тысяч.

Уголовная ответственность за нарушение валютного контроля

Статья 193 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за уклонение от возврата денежных средств из-за границы, причем не только в валюте иностранных государств, но и в рублях.

Например, за представление в банк неверных сведений при транзакциях, связанных с переводом за рубеж суммы денег, штрафы могут составлять от 200 до 500 тысяч рублей.

Если нарушение было совершено группой лиц или в особо крупном размере (а также с участием подставной компании), то штраф возрастает до 1 миллиона рублей.

Помимо этого, виновные могут быть заключены под стражу на срок до 5 лет или отправлены на принудительные работы (сроком до 4 лет).

При этом крупным размером считаются суммы, превышающие 9 миллионов рублей, а особо крупным — от 45 миллионов.

Важно! Ответственность за нарушение валютного контроля ложится не только на физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, но и на должностных лиц — для них также предусмотрены отдельные штрафы.

Исковая давность

По всем правонарушениям, предусмотренным ст. 15.25 КоАП РФ, срок исковой давности составляет 2 года (а не 1 год, как ранее). Это значит, что штрафы в 2019 году могут быть начислены за нарушения, совершенные в 2017 и 2018 годах. Соответственно, за просрочку или непредставление документов в 2019 году взыскать штраф налоговые органы смогут вплоть до 2021 года включительно.

Решение об увеличении срока исковой давности стало результатом медленной скорости обращения документации между основными агентами валютного контроля.

Оспаривание штрафов в суде

Судебная практика показывает, что полностью отменить штрафы, начисленные за валютные правонарушения, нельзя. Однако законом предусматривается ряд условий, в связи с которыми суммы санкций могут быть уменьшены.

В частности, допущенные ошибки, неправильно заполненные отчетные формы или справки могут посчитать малозначительным проступком, что влечет за собой снижение суммы штрафа. А вот с нарушением сроков сослаться на малозначительность уже не получится — даже просрочка в 1 день уже считается серьезным нарушением.

Для снижения штрафов можно сослаться за хорошую репутацию компании или ИП, сложное финансовое положение (подтвержденное отчетностью) — все это признается смягчающими обстоятельствами и служит основанием для уменьшения суммы санкций.

Источник: https://bilderlings.com/ru/blog/narushenie-valyutnogo-kontrolya/

Комментарий к КоАП

Нарушение сроков перевода денежных средств

1.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2.

Нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов –

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Правила организации наличного денежного обращения на территории РФ установлены Положением Банка России от 12 октября 2011 г. №373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», Положением Банка России №318-п от 24 апреля 2008 г.

«О порядке ведения кассовых операций и пра видах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации», иными нормативными актами.

Правило обращения наличных денег предусматривает независимо от организационно-правовой формы коммерческой или некоммерческой организации обязанность хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих предприятий.

Для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем (далее – касса), после выведения в кассовой книге суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня.

Обособленное подразделение (филиал, представительство) юридического лица (далее – обособленное подразделение), для совершения операций которого юридическим лицом в кредитной организации или Центральном банке Российской Федерации (далее – банк) открыт банковский счет, устанавливает лимит остатка наличных денег в порядке, предусмотренном Положением Банка России от 12 октября 2011 г. №373-П для юридического лица.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель издают об установленном лимите остатка наличных денег распорядительный документ, который хранится в порядке, определенном руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее – руководитель).

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны хранить на банковских счетах в банках наличные деньги сверх установленного в соответствии с пунктами 1.2 и 1.3 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. №373-П лимита остатка наличных денег (далее – свободные денежные средства).

Накопление юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем наличных денег в кассе сверх установленного лимита остатка наличных денег допускается в дни выплат заработной платы, стипендий, выплат, включенных в соответствии с методологией, принятой для заполнения форм федерального государственного статистического наблюдения, в фонд заработной платы и выплаты социального характера (далее – другие выплаты), включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты, а также в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в эти дни кассовых операций.

В других случаях накопление в кассе наличных денег сверх установленного лимита остатка наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем не допускается.

С объективной стороны правонарушение характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.

Под нарушением порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций в значении данной статьи понимается осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблкдение порядка хранения свободных денежных средств, а равно накопление наличных денег сверх установленных лимитов.

Под осуществлением расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров понимается несоблюдение норматива (предельного размера) суммы наличных, которую юридическое лицо может использовать в одном акте платежа. Этот норматив периодически пересматривается.

Неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности означает невыдачу (неполную выдачу) денежной наличности в кассе предприятия для осуществления предстоящих расходов в том числе на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии до установленного срока их выплаты.

Под накоплением в кассе наличных денег сверх установленных лимитов понимается объем налично-денежного оборота предприятия с учетом особенностей режима деятельности предприятия, а также сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банка.

Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в указанных действиях, образует состав административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Источник: https://isfic.info/admkodex3/index.htm

Щодо затримки банками виконання платіжних доручень по перерахуванню податків до бюджету

Нарушение сроков перевода денежных средств

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ УКРАИНЫ
П И С Ь М О
11.03.2009 N 2587-0-26-09-20

В Министерстве юстиции рассмотрели письмо о

предоставлении разъяснения законодательства относительно задержки банками исполнения платежных поручений по перечислению налогов в бюджет и сообщаем следующее.

При решении затронутых вопросов следует учитывать следующее.

Закон Украины “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами”

( 2181-14 ) (далее – Закон), являющийся специальным законом по

вопросам налогообложения, устанавливает порядок погашения обязательств юридических или физических лиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по налогам и сборам (обязательным платежам), начислению и уплате пени и штрафных санкций, применяемых к плательщикам налогов контролирующими органами, в том числе за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности, и определяет процедуру обжалования действий органов взыскания.

Так, подпунктом 16.5.1 пункта 16.5 статьи 16 Закона

( 2181-14 ) установлено, что за нарушение сроков перечисления налогов, сборов (обязательных платежей) в бюджеты или государственные целевые фонды, установленных Законом Украины “О

платежных системах и переводе денег в Украине” ( 2346-14 ), банк

уплачивает пеню за каждый день просрочки, включая день уплаты, в размерах, установленных подпунктом 16.4.1 пункта 16.4 статьи 16, и штрафные санкции, установленные подпунктом 17.1.7 пункта 17.1

статьи 17 данного Закона ( 2181-14 ), а также несет другую

ответственность, установленную данным Законом, за нарушение порядка своевременного и полного внесения налога, сбора (обязательного платежа) в бюджет или государственный целевой фонд.

При этом плательщик налогов, сборов (обязательных платежей) освобождается от ответственности за несвоевременное или неполное зачисление таких платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, включая начисленную пеню или штрафные санкции.

Кроме того, подпунктами 16.5.2 и 16.5.3 пункта 16.5 статьи 16

Закона ( 2181-14 ) определено, что днем представления в учреждения банков платежного поручения по всем видам налоговых платежей считается день его регистрации в этих учреждениях.

Не считается нарушением сроков зачисления налогов и сборов

(обязательных платежей) по вине банка, если такое нарушение стало следствием урегулирования Национальным банком Украины экономических нормативов такого банка, что приводит к нехватке свободного остатка денежных средств на таком корреспондентском счете для осуществления зачисления.

Если в будущем банк или его правопреемники восстанавливают

платежеспособность, отсчет сроков зачисления налогов, сборов (обязательных платежей) начинается с момента такого восстановления.

При этом статьей 85 Закона Украины “О банках и банковской

деятельности” ( 2121-14 ) определено, что с целью создания благоприятных условий для восстановления финансового состояния банка, которое соответствовало бы установленным данным Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины требованиям, Национальный банк Украины имеет право введения моратория на удовлетворение требований кредиторов при осуществлении [процедуры] временной администрации, но на срок не более шести месяцев.

Мораторий не распространяется на обслуживание текущих

операций, осуществляемых временным администратором, на требования о выплате заработной платы, алиментов, возмещении ущерба, причиненного здоровью и жизни граждан, авторского вознаграждения, а также на удовлетворение требований кредиторов, возникших в связи с обязательствами банка в ходе осуществления [процедуры] временной администрации банка.

После окончания действия моратория неустойка (штраф, пеня), а

также суммы причиненных убытков, которые банк был обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательствам по уплате налогов и сборов (обязательных платежей), могут быть заявлены к уплате в размерах, действовавших на дату введения моратория, если

иное не предусмотрено данным Законом ( 2181-14 ).

Также в соответствии со статьей 1073 Гражданского кодекса
Украины ( 435-15 ) в случае несвоевременного зачисления на счет денежных средств, поступивших клиенту, их безосновательного списания банком со счета клиента или нарушения банком распоряжения клиента о перечислении денежных средств с его счета банк должен немедленно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента или надлежащего получателя, уплатить проценты и возместить убытки, если иное не установлено законом.

Кроме того, согласно пунктам 8.1-8.3 статьи 8 Закона Украины

“О платежных системах и переводе денежных средств в Украине”

( 2346-14 ) банк обязан исполнить поручение клиентов, содержащееся

в расчетном документе, поступившем в течение операционного времени банка, в день его поступления.

В случае поступления расчетного документа клиента в

обслуживающий банк после истечения операционного времени банк обязан исполнить поручение клиента, содержащееся в данном расчетном документе, не позднее следующего рабочего дня.

Банки и их клиенты имеют право предусматривать в договорах

иные, нежели установленные в абзацах первом и втором данного пункта, сроки исполнения поручений клиентов.

Банк обязан исполнить поручение клиента, содержащееся в

документе на перевод наличности, в течение операционного времени, в день поступления данного документа в банк.

Банки и их клиенты имеют право обусловливать в договорах

иные, нежели установленные в данном пункте, сроки перевода наличности.

За нарушение сроков, установленных пунктами 8.1 и 8.2 данной

статьи ( 2346-14 ), банк, обслуживающий плательщика, несет ответственность, предусмотренную данным Законом.

Так, пунктами 32.1 и 32.2 статьи 32 Закона Украины “О

платежных системах и переводе денежных средств в Украине”

( 2346-14 ) установлено, что банк, обслуживающий плательщика,

несет перед плательщиком ответственность, связанную с осуществлением перевода, в соответствии с данным Законом и условиями заключенных между ними договоров.

В случае нарушения банком, обслуживающим плательщика,

установленных настоящим Законом сроков исполнения поручения клиента на перевод данный банк обязан уплатить плательщику пеню в размере 0,1 процента суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, которая не может превышать 10 процентов суммы перевода, если иной размер пени не обусловлен договором между ними.

Относительно писем Государственной налоговой администрации

указываем следующее.

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Украины “О

государственной налоговой службе в Украине” ( 509-12 ) Государственная налоговая администрация в порядке, установленном законом, предоставляет налоговые разъяснения и организует выполнение данной работы органами государственной налоговой службы.

Налоговое разъяснение является обнародованием официального

понимания отдельных положений налогового законодательства контролирующими органами в пределах их компетенции, которое используется при обосновании их решений в ходе проведения апелляционных процедур. Налоговыми разъяснениями считаются любые ответы контролирующего органа на запросы заинтересованных лиц по вопросам налогообложения.

Налоговое разъяснение центрального налогового органа имеет приоритет перед налоговыми разъяснениями, изданными другими контролирующими органами (подпункт “г” подпункта 4.4.2 пункта 4.4 статьи 4 Закона Украины “О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и

государственными целевыми фондами” ( 2181-14 ) и пункт 1.

4 главы 1

Порядка предоставления разъяснения отдельных положений налогового законодательства, утвержденного приказом Государственной налоговой

администрации от 12.04.2003 г. N 176 ( z0326-03 ),

Источник: https://zakon.rada.gov.ua/go/v2587323-09

Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами

Нарушение сроков перевода денежных средств
Энциклопедия Сервиса бесплатных юридических консультаций » Налоговое право » Правонарушения » Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами

Нарушение банком своих обязанностей влечет ответственность, предусмотренную НК РФ.

Положения действующего НК РФ наделяют банковские организации определенными обязанностями, которые непосредственно связаны с электронными денежными средствами. В основной список данных обязанностей входят следующие:

  • своевременное представление банковской организацией установленной информации в налоговый орган, которая непосредственно касается электронных денежных средств. К такой информации можно отнести справки об остатках электронных денежных средств, о переводах их в налоговый орган, сведения о приостановленных переводах и о причинах данных операций и т.д.;
  • своевременное исполнение предписания налогового органа в отношении банковской организации о необходимости перечисления определенной суммы налога в бюджет государства путем перевода электронных денежных средств;
  • осуществление всех необходимых операций и постоянного контроля для обеспечения бесперебойного функционирований электронных денежных средств, быстрое устранение недочетов и неполадок, которые мешали проводить те или иные операции, предусмотренные банковской организацией;
  • сообщение определенных сведений, по запросу налогового органа, которые должны быть переданы ему в указанный в данном запросе срок, если данные сведения непосредственно касаются электронных денежных средств и соответствующих операций с ними;
  • осуществление иных действий, непосредственно связанных с электронными денежными средствами, которые предусмотрены действующим законодательством РФ и не противоречат установленным нормам и существующим требованиям.

Виды нарушений банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами

Налоговое законодательство РФ устанавливает определенные виды, к которым может относиться то или иной нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами. В эти входят следующие нарушения:

  • оформление права использования корпоративного средства для осуществления электронных переводов в отношении определенной организации, индивидуального предпринимателя и иных лиц, в том случае, если они не предъявили соответствующий документ о постановке на учет в налоговой организации. В таком случае использование электронного способа перечисление тех или иных денежных платежей будет являться полностью незаконным;
  • несообщение, либо несвоевременное сообщение банковской организацией налогового органу о прекращении права пользования электронными платежами со стороны индивидуального предпринимателя, организации, нотариуса;
  • продолжение банковской организации производить определенные операции по переводам электронным денежных средств, в том случае, если налоговым органом ранее было принято официальное решение о временном, либо постоянном приостановлении данных операций;
  • неправомерные задержки, либо полное неисполнение банковской организации обязанности по осуществлению одного или нескольких денежных электронных переводов, в соответствии с действующим предписанием, выданным представителем налогового органа;
  • совершение банковской организации умышленных действий, либо определенных действий по неосторожности, результатом которых стало отсутствие остатков электронных денежных средств на счете налогоплательщика, в отношении которого имеется действующее предписание налоговой организации;
  • непредставление, либо несвоевременное представление банковской организацией определенных сведений, связанных с электронными денежными средствами, в соответствии с официальным запросом налоговой организации;
  • иные действия банковской организации, которые противоречат установленным правилам, и результатом которых стало несвоевременное получение информации налоговой организацией, либо наступление иных негативных последствий, непосредственно связанных с электронными денежными средствами, с порядком их использования и контролирования.

Любые из вышеперечисленных действий, в обязательном порядке, ведут к применению определенной меры ответственности в отношении банковской организации, в которой и были выявлены одно, либо несколько нарушений.

Ответственность за нарушение банком обязанностей, связанных с электронными средствами

Доказанный факт того, что нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами, действительно имело место быть, всегда ведет к назначению определенной меры ответственности за допущенное нарушение установленных норм.

Данная ответственность, в большинстве случаев, выражается в назначении денежного штрафа, размер которого будет зависеть от серьезности совершенного правонарушения, а также от иных дополнительных обстоятельств, имеющих важное значение в данной ситуации.

Помимо этого, порядок и специфика назначения ответственности за определенные нарушения, связанные с электронными средствами, предусматривают, что при выборе меры ответственности должна учитываться специфика использования электронных денежных средств, особенности осуществления их переводов и т.д.

Начальным этапом назначения ответственности является вынесение соответствующего решения руководством налогового учреждения.

Данное решение выносится на основании сведений, которые подтверждают факт совершения правонарушения. На этом основании устанавливается и точный размер штрафа.

Например, если банковская организация совершила все необходимые операции по открытию электронного счета, при этом, не потребовав представления соответствующего свидетельства о постановке на учет в налоговом учреждении, штраф за данное правонарушение составит 40 тысяч рублей.

Далее, в зависимости от иных видов нарушений налогового законодательства, сумма штрафа будет меняться в соответствии с действующими нормами. При этом важнейшим аспектом будет выступать необходимость наличия соответствующих доказательств.

Например, факт непредставления свидетельства о постановке на учет клиентом может быть выявлен в ходе организованной налоговой проверки. Тогда доказательством будет служить заключение о данной проверке.

Также вам будут полезны следующие статьи

Источник: https://advokat-malov.ru/pravonarusheniya/narushenie-bankom-obyazannostej-svyazannyh-s-elektronnymi-denezhnymi-sredstvami.html

Бастион Права
Добавить комментарий